Почему поколению зумеров сложно найти общий язык с потенциальными работодателями

На столичный рынок труда приходит поколение зумеров - людей, родившихся примерно с 1995 по 2015 год. Они выросли со смартфонами в руках, привыкли проводить в Сети больше времени, чем в реальности, а еще хотят получать все и сразу - в их жизни за знаниями не нужно было идти в библиотеку, да и за хлебом необязательно шагать в магазин, ведь есть доставка. Многие работодатели от знакомства с зумерами впадают в ступор - мол, многого хотят. Но молодежь от потенциальных начальников тоже не в восторге. В чем же дело?

Почему поколению зумеров сложно найти общий язык с потенциальными работодателями
© Российская Газета

Не прячьте зарплату

Эксперты говорят, что суть обсуждений о том, что зумеры какие-то не такие - легкомысленные, безответственные, ленивые и т.д., - лежит в обычном конфликте поколений. Про миллениалов, родившихся с начала 1980-х до середины 1990-х, говорили так же - мол, поколение пепси, выросли на клипах и западных боевиках, ничего хорошего не жди. Однако мир не рухнул и теперь уже миллениалы, построившие бизнесы и сделавшие карьеру, ругают следующее поколение.

Но свои особенности у зумеров, конечно, есть. Вот свежее исследование сервиса по поиску работы SuperJob: 8 из 10 представителей поколения Z, как еще называют зумеров, не обратят внимания на вакансии с зарплатой по договоренности. Это когда в объявлении нет конкретной суммы, а узнать ее предлагают на собеседовании. "Молодежь предпочитает конкретику уже на этапе знакомства с вакансией. Как отмечают респонденты: "Торги по зарплате не нравятся. Работодатель должен четко понимать, сколько готов платить" (администратор проектов, 24 года); "Если информации мало или работодатель уклоняется от конкретики, такие вакансии неинтересны" (визуализатор 3D-Max, 19 лет)", - приводят ответы респондентов авторы опроса.

Зумеры выросли в цифровой среде и часто чувствуют ее лучше других

Соискатели постарше к работодателям обычно относятся менее требовательно - готовы откликнуться на вакансию без указанного оклада и не считают, что в офисе обязательно должна быть кофемашина, соковыжималка и комната отдыха с игровой приставкой. А вот зумеры обращают внимание на корпоративную культуру - в начальнике они хотят видеть старшего товарища, а не строгого командира, а от компании, кроме зарплаты, ждут и другой мотивации. Например, корпоративных выездов на отдых, полисов ДМС, компенсаций проезда и того же бесплатного кофе.

С одной стороны, а что в этом плохого? Зумеры просто просят уважения к себе и комфортных условий труда. Но у работодателей нередко своя позиция - молодые еще ничего не умеют и не принесли компании, а уже хотят манны небесной.

Представьте, что это дети

Однако у многих работодателей другое мнение - они считают, что особенности зумеров могут быть полезны, если направить их в нужное русло. "Вы не любите зумеров? Вы просто не умеете их готовить, - считает директор по развитию корпоративной культуры агентства цифровых коммуникаций "Молинос" Игорь Рыжков. - Жизнь не подготовила их к тем реалиям, в которых сейчас существует бизнес. Хорошему руководителю приходится адаптировать молодых людей к происходящему. Важно сказать, что это движение навстречу друг другу. Зумеры тоже помогают руководителям адаптироваться к современному миру, где ценность мягких методов управления возрастает, поскольку необходимо творчески реагировать на быстрые изменения, происходящие в бизнесе".

У Рыжкова в работе с зумерами даже есть свои лайфхаки. Например, он представляет их в роли детей или крестников, которым нужно помочь быстрее и эффективнее реализовать свои таланты. А еще смотрит на них как на ценных информаторов, которые могут рассказать об изменениях в мире и помочь использовать эти знания в работе.

Директор клуба предпринимателей и руководителей "Пятый элемент" Светлана Кочеткова отмечает, что у зумеров немало сильных сторон: "Они выросли в цифровой среде, моментально считывают тренды и знают, как говорить с аудиторией на одном языке. Для них контент - не просто тексты и картинки, а динамичный, живой инструмент вовлечения. Они мыслят форматами TikTok, Reels, каруселей и сторис, создавая нативные, цепляющие материалы без лишнего "маркетингового налета".

Главное в работе с зумерами: найти к ним подход, дать больше свободы и начать говорить с ними на понятном им языке. А еще - не отставать от трендов самим. Тогда команда не просто работает, а действительно дает результат, уверена Кочеткова.

Кстати

Опросы платформы онлайн-рекрутинга hh.ru показывают, что зумеры хотят видеть на работе карьерные возможности - до половины представителей поколения Z даже готовы уволиться, если не чувствуют перспективу повышения в ближайшие год-два. И наоборот - чем старше соискатели, тем менее важны для них возможности карьерного роста.