Почему с улиц Калининградской области исчезает историческая брусчатка

Аутентичное каменное покрытие постепенно исчезает с улиц городов и поселков самого западного региона страны. Только в областном центре для ускорения движения транспорта планируют заменить брусчатку на асфальт сразу на 45 участках улиц. Причина кроется не только в ее неудовлетворительном состоянии, но также в дороговизне дорожного ремонта: укладка квадратного метра булыжника обходится в среднем в три раза дороже по сравнению с аналогичной площадью асфальтного полотна. Корреспондент "РГ" выяснил, всегда ли новые дороги лучше старых и какая судьба ждет в будущем историческое наследие региона.

Почему с улиц Калининградской области исчезает историческая брусчатка
© Российская Газета

Брусчатка - больная тема для Калининградской области. Мнения касательно этого дорожного покрытия всегда полярные. Пока одни выступают за ее сохранение, другие высказываются за современные технологии и удобство.

В первую очередь демонтировать булыжник начали на оживленных городских перекрестках. Еще в 2022 году "под раздачу" попали Бранденбургские ворота 1843 года постройки. Этот объект на улице Багратиона единственный в Калининграде, сохранивший свою проездную функцию. Брусчатое покрытие там заметно износилось, однако его воспринимали скорее не как дорогу, а как часть архитектурного памятника. Впрочем, спасти его не удалось: в ходе капремонта улицы на этом месте планируют уложить асфальт. Если исторический булыжник и сохранится, то только в качестве отдельных декоративных элементов.

- На мой взгляд, снятие брусчатки и укладка асфальтного полотна равносильны сносу памятника. Даже с практической точки зрения камень в наших климатических условиях - куда более надежное и устойчивое покрытие, нежели асфальт, - прокомментировал калининградский урбанист Евгений Мосиенко.

Эту мысль подтверждает простая физика. Если булыжник уложен качественно, то влага уходит естественным образом, из-за чего на мощеных дорогах даже после сильных дождей не остается луж. Асфальт такими свойствами похвастаться не может. Кроме того, брусчатка является естественной преградой, не позволяющей лихачам набирать скорость.

- Согласно официальной статистике УМВД России по Калининградской области, только за восемь месяцев прошлого года в ДТП погибли 48 жителей нашего региона. Подавляющее большинство трагедий произошло вследствие нарушения скоростного режима. Водителей нужно искусственно замедлять, и брусчатка для этого подходит идеально, особенно в оживленных городах, где много пешеходов. По данным последнего социологического опроса, более 70 процентов калининградцев выступают за сохранение брусчатого покрытия, - добавила социолог Анна Алимпиева.

Однако не все так однозначно. Мощеные дороги, многие из которых строили в Кенигсберге (современный Калининград) в конце XIX - начале XX веков, не были рассчитаны на современные нагрузки. На многих участках брусчатку продавили большегрузы. Оперативно вырезать и заменить кусок полотна по аналогии с асфальтом не получится. Не хватает в регионе и своих специалистов для таких работ.

- Сегодня стоимость укладки квадратного метра брусчатки на рынке оценивают примерно в тысячу рублей без учета материала. Для примера, такой же объем асфальта частные компании готовы залить за 390-650 рублей в зависимости от материалов. Технология тоже непростая: сначала необходимо подготовить особую подушку, на которую затем кладут камень. Все это делается вручную. С калининградской исторической брусчаткой все еще сложнее, поскольку булыжник необходимо грамотно перебрать: многие его части сточились со временем, и найти замену непросто. Все это выливается в существенные расходы, - рассказал корреспонденту "РГ" каменщик Владислав Краснов.

В результате брусчатая дорога ненадлежащего качества превращается в настоящее препятствие для автомобилистов, пешеходов и людей с ограниченными возможностями. Первые, пожалуй, страдают больше остальных. Как отметил директор калининградского автосервиса Артем Прокошин, езда по "убитой" брусчатке сильно расшатывает подвеску автомобиля. "В зимнее время по ней нужно ездить с предельной осторожностью, поскольку сцепление шин с каменной поверхностью не такое хорошее, как с асфальтом", - заключил эксперт.

Означает ли это, что в ближайшее время брусчатка окончательно исчезнет с улиц городов и поселков Калининградской области? Вряд ли. Власти Калининграда заявили, что каменное покрытие при его хорошем состоянии обязательно оставят в исторических районах города, где нет плотного автомобильного трафика. Одним из них станет улица Тельмана - большая часть дороги там брусчатая.

Мощеные дороги, которые строили сто лет назад, не были рассчитаны на современные нагрузки

- Будем относиться к ней с осторожностью. Все же это покрытие нужно сохранить на улицах нашего города, несмотря на разные мнения калининградцев. На улице Тельмана, например, брусчатка есть. Пусть она там и остается, - прокомментировала глава администрации Калининграда Елена Дятлова.

Помощь в сохранении исторического наследия региону готовы оказать муниципалитеты. Ведь если за булыжником следить, то он прослужит значительно дольше асфальтного покрытия. В этом убедились в городе Черняховске на востоке региона, больше половины дорог в котором выложено камнем. Чтобы поддерживать их в надлежащем состоянии, при администрации сформировали бригаду из специалистов по укладке брусчатки. Они уже отремонтировали несколько участков дорог на улицах Комсомольской, Спортивной и Заводской. Каменщиков обучили за счет бюджетных средств, после чего заключили с ними контракт. Если опыт окажется удачным, то эту практику могут распространить и на другие муниципалитеты.