"Макбет". У. Шекспир. Театральный институт имени Щукина. Курс Г.В. Шапошникова. Режиссер Юрий Титов.
Вот бывает такое: приходишь в театр и с первой сцены понимаешь – будет что-то сверхъестественное. Так получилось и здесь. Спектакль проходил на Шаляпинской сцене Щукинского института, и зрительный зал устроили на подмостках. Обычный же партер, уходящий вверх, укрыли тканью (в конце спектакля он сыграет роль Бирнамского леса). Настраивать на средневековье начали еще в фойе: именно там ходил переодетый в староанглийскую одежду актер, который дудел в трубу и громко кричал: "First Bell! First Bell!". Атмосфера того времени была передана великолепна. В спектакле много массовых сцен, выполненных в брейгелевских традициях, с традиционным английским "отвязом". Складывалось впечатление, что мы находимся и не в "Щуке" вовсе, а где-нибудь в старинном замке, где проходит бурное пиршество. А с учетом того, что практически всю музыку, а её было много, исполняли вживую, это ощущение многократно усиливалось, в некоторых сценах казалось, что происходит настоящий шаманский ритуал. Кстати, набор музыкальных инструментов был довольно своеобразный: волынка, труба, бонги и струнный азиатский инструмент (названия не знаю). Этот азиатский инструмент был взят не просто так. Роли ведьм исполняли три студентки с ярко выраженной восточной внешностью (Акгуль Жарылгасын, Мария Манджиева, Дельгира Горяева), отчего колдовские образы получились с одной стороны потусторонними, с другой стороны – утонченными (так тонко и проникновенно могут сыграть только восточные женщины). Красивая слаженная работа трех актрис, которые в некоторых сценах исполняли роль хора, в частности, именно они сопровождали и Макбета, и леди Макбет, иногда поддакивая или споря с героями. Их присутствие и органичные мизансцены создавали полное впечатление трагичной, но очень привлекательной предрешенности. Также стоит отметить великолепного молодого актера Алексея Решетникова, исполнявшего роль Дункана: бравый развязный добряк, буквально сошедший со страниц староанглийского эпоса. Как выяснилось позже, именно Алексея Решетникова зрители хвалили чаще всего. Ну а что? Достоин! Жаль, что героя убили слишком быстро! Я бы с большим удовольствием посмотрел побольше сцен с ним. Появление Макбета поначалу выглядело достаточно невнятно (вплоть до того, что было не совсем ясно, кто Макбет, а кто Банко), но уже через пару сцен актер Никита Шаманов разыгрался, и чем ближе к концу, тем больше набирал обороты (вечная студенческая болезнь, бывает. Не страшно). В целом – очень интересная работа, хорошо продуманные мизансцены, а самое главное, приятно, что Никита Шаманов по-настоящему понимал смысл произносимого им текста. Это было видно. А его диалог с ведьмами – настоящая отсылка к античной трагедии: сочетание Протагонист – Хор. С Банко, к сожалению, ситуация похуже. Дело в том, что в прошлом сезоне вышел Макбет в театре Наций, где Банко играл Антон Косточкин – и это была самая лучшая и самая продуманная роль во всем спектакле (при том, что вся постановка великолепна). С Косточкиным тягаться очень тяжело, и претензии не к актеру (Илья Бражниченко). Здесь, скорее, режиссер не очень тщательно продумал образ, отдав пальму первенства именно Макбету – Шаманову. Также не совсем внятно первое появление леди Макбет (Злата Тверезовская). К самой актрисе замечаний нет. Образ создан яркий, интересный. Она напомнила мне Татьяну Доронину в спектакле тридцатилетней давности. (Они и внешне чем-то похожи, обе мощные, твердо стоящие на ногах, четко идущие к своей цели). Но первое появление мне хотелось бы видеть более ярким и интересным. Все-таки леди Макбет является движущим рычагом дальнейшего действия. И опять же хотелось бы сравнить с "Макбетом" в театре Наций, где леди играла Мария Смольникова. Хорошо, что режиссер даже не пытался заставить Злату Тверезовскую тягаться со Смольниковой – получились два совершенно разных образа. Если миниатюрная Смольникова с самого первого появления была трагичной и не совсем понимающей смысл своих поступков, то Злата, напротив, четкая, самоуверенная женщина, с немного "капризной" губкой, отлично понимающая, что именно она хочет. Не удивлюсь, если в будущем Злата будет играть цариц, начальниц, судий. Очень подходящий образ. А последняя сцена с леди Макбет также решена достаточно интересно. Действие проходит на заднем плане, и актрису мы практически не видим, вокруг нее находятся три ведьмы, которые своими балахонами как бы закрывают ее лицо, фигуру, погружая ее в пучину собственного безумия. Вообще, тема сумасшествия передана в спектакле очень четко. Например, Макбет! Он и внешне меняется. В начале – молодой, красивый актер, под конец он уже загримирован, у него разные глаза, вид абсолютно свихнувшегося человека. А сцена его убийства, когда ведьмы облепляют лицо героя своими пальцами, красива, символична, отсылает к старым хоррорам. Есть трагедия, но нет давящей мрачности и безысходности. Это хорошо. Вообще, массовые сцены – конёк Юрия Титова. Ярко, зрелищно, впечатляюще. Хочется присоединиться к танцующим актерам. И приятно, что даже в массовой сцене слуги, воины и так далее имеют продуманные образы. Они не просто статисты. Они именно герои! Отлично. Но не все же хвалить. Были и некоторые недостатки. Например, некоторые лишние сцены (в частности, диалог Макдуф – Малькольм). Но недостаток все-таки относительный. Не стоит забывать, это студенческий спектакль, а подобные постановки в первую очередь стремятся "показать товар лицом". Поэтому если в обычном театре я бы посоветовал сцену вырезать вовсе, то здесь она выглядит нормально. Нам показывают игру двух молодых актеров, притом показывают ее во всей красе: демонстрируют, что именно ребята умеют. (А умеют многое). Так и надо ставить студенческие спектакли. В общем, какие выводы? Нам предъявили товар в виде молодых актеров. Товар отличный! Берем! Следим за их судьбами. Нам показали прекрасный разносторонний спектакль, где собрано воедино решительно все, от комедии до трагедии, от хоррора до эротики (пусть и в небольших количествах). Нас погрузили в древнюю Шотландию. Нам показали настоящего Шекспира. Несмотря на то, что спектакль идет три часа, время не имело значения. Хотелось, чтобы этот спектакль вообще не заканчивался. Однозначно рекомендую спектакль школьникам. Дети не заскучают. Детям будет интересно. Дети захотят прочитать Шекспира. Ну а то, что есть мелкие придирки, нормально, не страшно. Во-первых – это был всего лишь второй показ, требуется время сыграться, а во-вторых, именно за такие небольшие недоделки мы, в том числе, и любим студенческие спектакли. Идите! Получите однозначное удовольствие! До встречи в Щукинском институте!