Ольга Любимова: наша международная активность только выросла
В 2024 году завершилась реализация национального проекта "Культура". ТАСС пообщался с министром культуры РФ Ольгой Любимовой об итогах проекта, а также планах на текущий и следующий год. Глава ведомства рассказала об успехах отечественного кинопроизводства, задачах по укреплению традиционных ценностей, крупнейших международных проектах, а также объяснила функции новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия.
— Завершился национальный проект "Культура", значит ли это, что все задачи государства в сфере культуры выполнены?
— Любая сфера развивается, и на место одних вызовов и целей приходят новые. Это перманентный процесс, и наша главная задача — быть в курсе всех запросов и нужд отрасли вовремя, а лучше — заранее на них реагировать.
За годы реализации национального проекта "Культура" нам удалось отремонтировать, модернизировать, оснастить тысячи объектов. Сегодня эти дома культуры, модельные библиотеки, вузы, училища и детские школы искусств, театры, музеи, кинозалы — современные, красивые и комфортные. Их уже даже сложно называть просто учреждениями, это настоящие точки притяжения для людей самых разных возрастов, интересов или профессий, и этот фундамент для дальнейшего развития сферы культуры мы смогли заложить именно благодаря нацпроекту "Культура".
— Какие задачи стоят перед ведомством сейчас, после завершения нацпроекта "Культура"?
— С его завершением задач и планов у нас меньше не стало: при том что в новом федеральном проекте "Семейные ценности и инфраструктура культуры" (входит в нацпроект "Семья" — прим. ТАСС) сохранены все самые востребованные регионами инфраструктурные мероприятия — ремонт объектов, их техническое оснащение, — добавилось, например, такое направление, как ремонт и оснащение филармоний, строительство детских школ искусств.
Особое внимание будет уделено учреждениям в "шаговой доступности" — домам культуры и библиотекам, чья работа должна выйти на новый уровень. В планах — поддержка с 2026 года лучших практик как минимум 500 библиотек и 1 200 домов культуры, а в будущем их примеры смогут взять на вооружение и другие учреждения.
— Какие новые векторы развития есть в нынешнем федеральном проекте?
— Новое и очень важное направление — детские культурно-просветительские центры: с 2025 по 2030 год в федеральных музеях, региональных и муниципальных музеях, библиотеках и домах культуры должно быть создано 1,5 тыс. таких объектов. Здесь будут проводиться мастер-классы, мини-выставки, кинопоказы, творческие мастерские, лекции-дискуссии — все, чтобы приобщить ребят к новым знаниям в области культуры, искусства, истории России и своего региона.
Конечно, одной инфраструктуры мало — нужно наполнять ее правильными смыслами, таким творческим и просветительским контентом, который был бы направлен на воспитание и развитие гармоничной личности, формирование и укрепление духовно-нравственных ценностей. И также важно, чтобы активные, творческие, неравнодушные к настоящему и будущему своей страны люди видели перспективу, возможность проявить себя, воплотить в жизнь что-то по-настоящему важное. Поэтому мы поставили цель поддержать 300 творческих проектов, направленных на сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей.
— Собираетесь ли поддержать коммерческие организации?
— Коммерческие организации также получат возможность реализовать свои творческие проекты — пока в планах не менее 600 за шесть лет. Продолжатся и наши культурно-просветительские программы, знакомящие школьников с историей своей страны, а также, конечно, реализация программы "Пушкинская карта".
Всего с этого года и до 2030-го Минкультуры России принимает участие в реализации сразу трех национальных проектов — "Семья", "Молодежь и дети" и "Эффективная и конкурентная экономика". Иными словами — задач у нас стало не меньше, и каждая охватывает теперь сразу несколько ключевых сфер жизни общества. Это большая ответственность, но за предыдущие годы мы смогли сформировать слаженную, эффективно функционирующую систему, так что в будущее смотрим с оптимизмом и решимостью.
— Можно ли говорить о том, что в последние годы международная культурная деятельность министерства стала не такой активной, как, например, в годы, предшествующие СВО, периоду так называемой отмены русской культуры?
— У нас множество проектов с зарубежными партнерами, заключаются новые соглашения, меморандумы, программы и планы сотрудничества, осуществляются регулярные двусторонние контакты как на многосторонних площадках, таких как БРИКС и ШОС, ЮНЕСКО и "Группа двадцати", так и в двустороннем формате, в том числе в рамках межправительственных комиссий, которые функционируют со всеми основными партнерами нашей страны: от Азербайджана и Китая до Венесуэлы и Узбекистана.
"Русские сезоны", Дни российской культуры, фестивали национальной культуры, недели и фестивали российского кино, проекты, направленные на знакомство с русским языком, — эти и многие другие мероприятия Минкультуры и подведомственных учреждений охватывают сегодня более 80 стран. А проекты, связанные с празднованием памятных и юбилейных дат — например, 225-летия А.С. Пушкина или 500-летия Новодевичьего монастыря, мы проводим по всему миру.
Таким образом, нет, мы ни в коем случае не снижали темпов, а с учетом того, какой отклик стали получать от различных зарубежных коллег, какой запрос есть на развитие и укрепление горизонтальных связей, наша международная активность только выросла.
— Отрасль отечественного кино как будто бы переживает второе рождение — в последние годы стало появляться все больше по-настоящему масштабных, кассовых проектов. Это уже устоявшаяся тенденция или все же временный тренд?
— Зритель традиционно голосует рублем: если люди ходят в кинотеатры — значит, наше кино востребовано и находит отклик у своей аудитории. Да, раньше огромная доля зрительского потока — в среднем до 74% — обеспечивалась за счет иностранных фильмов, и резкий уход в 2022 году голливудских киностудий пошатнул отрасль. Однако уже в 2023 году российское кино стало главным драйвером роста отечественного кинопроката. А в 2024 году рынок вырос еще на 19% — совокупный объем составил 46,4 млрд рублей, кинотеатры страны посетили более 127 млн человек.
Но главное, объем рынка кинопроката на 78% обеспечен российскими картинами. В 2024 году сразу восемь отечественных картин стали "миллиардниками". Этот год тоже начался оптимистично: далеко за миллиард сборов перешагнули, например, "Волшебник Изумрудного города" и "Финист. Первый богатырь", а "Пророк. История Александра Пушкина", выйдя в прокат только в середине февраля, тоже уже преодолел эту заветную планку.
— Если говорить о цифрах, то сколько отечественных фильмов вышло за последние годы?
— С продуктивностью у отрасли отечественно кино тоже все хорошо: в 2023 году в кинотеатральный прокат было выпущено 207 российских картин, в 2024 году — 214. Мы со своей стороны стараемся максимально оказывать поддержку перспективным проектам.
— Существует ли список тем в кино, на которые обращают внимание в первую очередь?
— Приоритеты для государственной финансовой поддержки кинопроизводства в 2025 году — прежде всего, темы, связанные с сохранением и укреплением традиционных российских духовно-нравственных ценностей: культура и традиции нашей страны, коренных малочисленных народов, институт семьи, история и противодействие попыткам ее фальсификации, научные открытия и достижения, образ будущего России. Конечно, отдельной строкой — тема героизма и самоотверженности участников Великой Отечественной войны, а также специальной военной операции.
— Среди новшеств этого года можно отметить изменения в Положении о зонах охраны объектов культурного наследия, которые вступили всилу с1марта. Для многих цель этих изменений неясна, атрактовки отдельных положений очень неоднозначны. Вчем их суть и что изменится для отрасли?
— Механизмы и процедуры в сфере охраны объектов культурного наследия теперь прописаны более четко и прозрачно, и это никак не скажется на наличии у этих объектов охранного статуса, а их защита и сохранение были и остаются для нас безусловными приоритетами.
Главная задача новой версии постановления — оптимизировать процессы, связанные с утверждением зон охраны объектов культурного наследия. Годы работы с прежними нормами привели к задвоениям, требования накладывались друг на друга, при этом ничего нового в охранный статус объектов не добавляя, — тогда как работы с документами, а вместе с тем и времени требовалось все больше.
В частности, определен перечень объектов, для которых утверждение зон охраны не требуется. Но только в тех случаях, где созданы все необходимые механизмы обеспечения сохранности — установлены границы, режимы территорий, предметы охраны, действуют требования о разработке соответствующих разделов обеспечения сохранности при осуществлении хозяйственной деятельности. В случае, например, со скрытыми объектами это не означает, что на каком-нибудь кургане или некрополе теперь возможно капитальное строительство, — для всех таких объектов должна утверждаться территория, в границах которой такие работы запрещены. Более того, если такие памятники располагаются на ценных с историко-культурной точки зрения ландшафтах, на таких территориях возможно выявление достопримечательного места.
— Вы упомянули о задвоениях, в чем они проявлялись?
— Что касается примеров дублирования — так было, например, с нормой о необходимости установления зоны охраны для памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательных мест. Дело в том, что в таком случае для них [памятников и ансамблей] уже установлены соответствующие охранные зоны и действуют специальные градостроительные регламенты, а установление зон охраны для таких памятников и ансамблей в достопримечательных местах являлось избыточным правовым регулированием. В результате на одну и ту же территорию распространяли свое действие сразу нескольких правовых актов, направленных на одно и то же.
Таким образом, новая редакция положения предлагает отменить двойное регулирование в тех случаях, где оно присутствует, а также избавить от необходимости утверждать зоны охраны для ряда отдельных видов объектов культурного наследия там, где это избыточно, так как сохранение уже достигается посредством утверждения границ их территорий.