Владимир Панков: Если через 10 лет в «Ленкоме» поставят Данте, то я свою миссию выполнил

С 2025 года заслуженный деятель искусств России Владимир Панков является художественным руководителем московского театра «Ленком. Еще сам Марк Анатольевич Захаров звал в его театр, где-то год шли обсуждения. Общение было довольно доверительным. Но тогда у Владимира Николаевича были другие приоритеты работа, которой уделялось много времени и сил. Теперь же он согласился на должность художественного руководителя. Из интересных фактов: когда было представление труппе, он сделал… колесо.

Владимир Панков: Если через 10 лет в «Ленкоме» поставят Данте, то я свою миссию выполнил
© Мир24

О том, какие первые шаги Владимир Панков наметил в Ленкоме, какие спектакли помогут ему с труппой настроиться друг на друга, ведущий «МИР 24 Григорий Заславский побеседовал с ним в программе «Культ личности.

Известно, что в свое время и Марк Захаров, и Марк Варшавер приглашали вас в «Ленком. Почему вы не согласились тогда? И почему согласились сейчас?

Дело в том, что, когда Марк Анатольевич приглашал, мы год где-то встречались в его кабинете. Первый раз у меня вообще было такое открытие: он ко мне, молодому режиссеру, обратился по имени отчеству. И меня это так поразило. Я себе на вооружение взял. Он сразу задавал какой-то тон. Мы достаточно доверительно общались. Я приносил один материал, другой материал, еще что-то. Но ему не нравилось. Очень долгий был процесс. И потом появился «Центр драматургии и режиссуры. Я сказал: «Марк Анатольевич, если у вас какая-то своя идея есть, вы предложите. Я сейчас пошел заниматься «Центром драматургии режиссуры, буду делать сейчас свое дело. Он говорит: «Все-таки подумайте.

Вторая история произошла тогда, когда Марк Борисович приглашал на постановку. Мы даже название утвердили. Я начал встречаться с артистами. Но что-то потом не сложилось. Понятно, что у меня был приоритет — «Центр драматургии и моя команда. Вы же знаете, что в ГИТИСе есть факультет нового направления.

Я забыл сказать, что вы заведующий кафедрой саунд-драмы факультета новых направлений сценических искусств ГИТИСа.

Завкафедрой должен уделить внимание практически каждому курсу, мастер-классы проводить, принимать экзамены. Первокурсники полгода репетируют, приносят разные этюды. Потом все останавливается на 10 дней. Мы это называем «сборкой. Это когда из лучших этюдов и номеров делается некий калаш-экзамен. Студенты приучаются работы над спектаклем. Потом, когда семестр заканчивается, они продолжают какое-то время играть. Для чего это нужно? Для того, чтобы они понимали, как они держат эту работу. На это много времени нужно потратить. И вот поэтому тогда не сложилось. А потом Департамент звонил, предлагал стать главным режиссером. Но я считаю, что если приходить в театр, то в качестве художественного руководителя. Тогда у тебя есть полномочия формировать репертуар, давать направление театру. Главный режиссер — это режиссер при театре, который ставит спектакли. И вот, когда пришло предложение быть художественным руководителем — я согласился.

Я слышал, что на представление труппе, вы сделали колесо. Почему именно колесо?

Я так приходил в «Центр драматургии. А потом, не знаю, правда это или неправда, но, когда Марк Захаров заходил в «Ленком, он сделал кувырок через голову. Это как-то очень символично. Некий оммаж Марку Анатольевичу. Понимаете, «Ленком — это не только философия и глубокая драматургия, но и безумная ирония. Даже какая-то цирковая ирония во всем.

Когда вы в последний раз делали колесо перед тем, как повторили этот трюк в «Ленкоме?

Заранее я не репетировал. Был выдающийся педагог, гений ГИТИСа Николай Карпов. Я его обожал. Это и мистификатор, и человек с большой культурой движения. Я уже не говорю про фехтование. Вот он в нас вложил это. Через много лет я все равно сделаю это колесо или рондад, или кувырок. Настолько сильно он заложил в меня культуру движения.

Какие задачи в «Ленкоме вы поставили перед собой?

Первое, что мы должны сделать — первый спектакль. Я его называю «акция. Это собрать всю труппу. Репетиция оркестра. Мы чуть-чуть познакомимся. Для чего это нужно? Для меня это спектакль-настройка. Вот настроиться друг на друга, почувствовать, оттолкнуться и пойти дальше. Вторая работа — «Золотой теленок. Это более классическая форма спектакля. Театр для зрителя в большей степени. Два названия я не буду пока говорить. Они есть. Но все зависит от этих первых двух этапов, которые мы должны сделать. Но почему я говорю четыре? Мы должны сделать четыре точки, чтобы была основа. Тогда это будет устойчивая позиция. Я бы хотел, чтобы «Ленком прошел через все игровые формы театра. Не знаю, украдут эту идею или нет. Я еще придумаю. Если через 10 лет в «Ленкоме поставят Данте, то я свою миссию выполнил.

«Центр драматургии, «Ленком, студия саунд-драмы. В каких они будут отношениях друг с другом?

Человек остается человеком. Театр для этого и существует, чтобы объединять разные культуры, народы, темы. Он должен спорить, но приходить к общему знаменателю. Я к сцене стал относиться как к одной гигантской мировой сцене. Вот если я здесь «потрогал сцену, значит, я и «потрогал ее в «Центре драматургии. И так же люди. Плохой человек не задерживался в саунд-драме, например. Он почему-то сам уходил. Я никогда никого не выгонял. И корень моей фамилии «Пан. «Пан — это объединяющий. Объединяющий людей, в первую очередь. Наш музыкальный руководитель студии саунд-драмы Сергей Родюков все время приходил к студентам в лабораторию «Акустическая читка и говорил: «Ребята, давайте жить дружно. Здесь получается какая-то целая институция, в хорошем смысле слова, замах. Может быть, это будет некрасиво или амбициозно с моей стороны так сказать.

Есть ГИТИС, есть кафедра, есть факультет, есть малое пространство «Центра драматургии и режиссуры, где можно экспериментировать, разные делать спектакли, концерты, перформансы. И, конечно же, большая сцена. Это такой фильтр. Получается целая институция. Если честно, я думал, что уже «забронзовею. Когда мы сделали Лескова, когда мы пришли к обрядовому театру. Сейчас «Слово о полку Игореве будет в «Центре драматургии репетируем. Это целая большая и научная работа, и экспериментальная работа. Я думал, уеду в деревню и сделаюсь старцем. Но тут пришло предложение стать художественным руководителем «Ленкома. Мне кажется, это институция. Я вижу в этом смысл. Самое важное дело — сделать целую школу и вырастить поколение интересных артистов, которые соединятся в одном месте.

А что будет с Александрой Захаровой и Дмитрием Певцовым? Вы уже с ними встречались или нет?

С Александрой Марковной я встречался. С Дмитрием Анатольевичем — встречусь. Я буду со всеми встречаться. Все будет хорошо.

Что будет с кабинетом Марка Захарова? Сейчас это закрытое пространство.

Мне так приятно, когда я встречаюсь со многими артистами и они говорят: «Как я здесь давно не был!. Я прекрасно понимаю, почему кабинет был закрыт. Руководство театра чересчур бережно относилось к памяти. Сейчас этот период турбулентности прошел. Надеюсь. Кабинет открыт. Мы там встречаемся с артистами. Там будут проходить читки. Там, может быть, можно будет встречаться с гостями.