В Театре Наций поставили "Дон Кихота" в стиле Тарантино

В Театре Наций выпустили "Дон Кихота" - историю про хитроумного идальго поставил Антон Федоров, главный режиссер новосибирского "Старого дома". В главной роли Тимофей Трибунцев и, если честно, достоинства премьеры на этом, похоже, заканчиваются. Эксперимент по перемещению во времени и смыслах не удался.

В Театре Наций поставили "Дон Кихота" в стиле Тарантино
© Российская Газета

Образ Дон Кихота из разряда вечных. Тех, что и спустя века нужно (и интересно!) разгадывать. Хрестоматийный роман Сервантеса до сих пор вдохновляет - о нем и его герое пишут исследования, снимают фильмы, ставят спектакли. Мечтатель или фанатик? Сострадательный или самолюбивый? Рыцарь или безумец? У Антона Федорова трактовка своя. Все, что он думает о Дон Кихоте, становится понятно еще до того, как рыцарь печального образа произнесет свою первую фразу. Действие начинается и длится под испанскую песенку, слова припева которой для русского уха складываются в одно емкое нехорошее слово. Переведем так - придурок. Важно: не дурачок или чудак. Разница тональности и отношения очевидна.

Живет этот Дон Кихот (Тимофей Трибунцев) в высоких сапогах и с перебинтованным носом в заброшенной прачечной самообслуживания. У нас такие прижились не особенно, но мы точно видели их в кино: ряды стиральных машинок, громоздящихся друг на друге, и ни одной живой души. Живет не один: во-первых, с ним всегда кучка запуганных и побитых им "подданных", которые все время пытаются сбежать от деспота, но неудачно. Дополняют эту картину всякие-разные молчаливые маргинальные элементы, проще бомжи, зависимые. Но тоже как из фильмов, на стиле.

Эксперимент по перемещению во времени и смыслах не удался. Вопрос, который возникает на протяжении всего спектакля: зачем все это?

Вообще, с кино ассоциация возникает постоянно: можно было бы сказать, что этот "Дон Кихот" живет во вселенной Тарантино. Чуть что достает "пушку" и палит налево и направо, машет саблей и кулаками. Кровища (натуралистичная или подразумеваемая) - в каждой сцене. Потом как ни в чем не бывало закидывает свою белую рубашку в машинку, кровь отстирывает на деликатном режиме. Говорит мало, но все расправы предваряет краткое и кроткое: "Так нельзя".

Санчо Панса (Семен Штейнберг) возведен в оруженосца из разносчика пиццы - он однажды доставляет заказ в этот притон и остается при Дон Кихоте. Почему? Чисто по приколу - других версий особо не проглядывается. Да, собственно, и сам флегматичный оруженосец тут только и делает что восклицает "балииин!", отвечает за шутки ниже пояса и всякие каламбуры типа куклусклановцы-куклонисты-уклонисты.

Куда же без местной латиноамериканской мафии, которая ведет длинные угрожающие диалоги на своем языке (почему-то снова не смешно), а еще во весь этот бандитский замес случайно попадает канадец, который молит о пощаде всеми возможными штампами от "о, май гад" до "лукин ту май айз" и которого в каждой серии предупреждают, что он не добежит до канадской границы (тут немного смешнее).

Понятно, что эта стилистика, в принципе, на любителя. Как, впрочем, и фильмы Тарантино. Но она имеет свой, как бы сейчас сказали, особенный вайб и немало поклонников, тем более что с атмосферностью и стилем в спектакле как раз все прекрасно.

Но дело ведь не в крови, не в черном юморе и даже не в бранных словечках - пусть они будут, но будут ради чего-то. Вопрос, который возникает на протяжении всего трехчасового спектакля, только один: зачем, в чем смысл? Чтобы оценить фантазию и остроумие постановщиков? Чтобы весело провести время и посмеяться? Чтобы посмотреть на игру Тимофея Трибунцева (а она хороша, но существует словно сама по себе)? Допустим, но всего этого как-то мало и для Антона Федорова, чьи спектакли хорошо знакомы зрителю, и тем более для Театра Наций.

"Роман "Дон Кихот" прочно ассоциируется с безрассудным движением к добру, которое каждый раз жестко наказывается существующей суровой реальностью. Так ли безобидно это движение к добру и так ли сурова и страшна эта "объективная" реальность? В какой точке все сходится? Где мы отбрасываем все выдуманные конструкты и начинаем просто сочувствовать и любить? Эти и другие вопросы не оригинальны, но снова и снова звучат и снова задевают нас" - так говорит об этой работе режиссер.

Но где здесь добро? Его бы искать в Дон Кихоте (больше тут не в ком), но нам сразу пояснили, кто он такой, и, следственно, все, что он делает, - обычное безумие. А все высокие слова героя намеренно облечены постановщиками излишним насмешливым пафосом. Да и все, что вокруг, смахивает скорее на галлюцинацию от того "волшебного напитка от всех ран", который варит на плитке вся эта неблагополучная братия. Итог - в единый (да хоть в какой-то) смысл все эти "веселости" попросту не укладываются.

Кстати

Где еще в Москве смотреть спектакль по роману Сервантеса?

"Я - Дон Кихот! Человек из Ла Манчи" - Театр на Малой Ордынке, режиссеры Евгений Герасимов, Александр Рыхлов"Дон Кихот" - Театр кукол им. Образцова, режиссер Екатерина Образцова"Дон Кихот" - Театр "У Никитских ворот", режиссер Марк Розовский"Дон Кихот" - "Мастерская "12" Никиты Михалкова", режиссер Алексей Чернышев"Дон Кихот", - Театр "Эрмитаж", режиссер Михаил Левитин