"Шестьдесят лет - шестидесятникам": Как поэты-бунтари снова оживают на сцене

В среду 5 марта в Театре им. Гоголя состоится премьера музыкально-поэтического спектакля "Шестьдесят лет - шестидесятникам. Антимиры". Его автор, драматург и режиссёр Дмитрий Минченок (лауреат премий "Золотой Лавр" и ТЭФИ), предлагает зрителю не просто ностальгию по легендарным поэтам-шестидесятникам, а анализ их мифа. "Они чувствовали себя богами, но их фронда оказалась бумажным тигром", - говорит Минченок.

"Шестьдесят лет - шестидесятникам": Как поэты-бунтари снова оживают на сцене
© Российская Газета

Это спектакль - воспоминание об эпохе, где кумиры 1960-х (Вознесенский, Евтушенко, Ахмадулина, Рождественский) предстают не только гениями, пророками, но и людьми, раздавленными собственными амбициями. А их стихи, когда-то звучавшие на стадионах, теперь - словно музейные экспонаты, к которым создатели спектакля очень бережно относятся.

Действие спектакля разворачивается в 1965 году - в разгар "оттепели", когда поэты верили, что словами можно изменить мир. Главный герой - Андрей Вознесенский (его играет сам Дмитрий Минченок) - приходит на поэтический вечер в Политехнический музей, чтобы "раскрыть тайну своего предназначения". Но вместо толпы фанатов он встречает "глухих" к поэзии людей (метафора общества, которое "не слышит" ни ложь, ни правду) - рабочих завода "Серп и Молот" (символ системы, требующей "музыки в ритм кувалды"), и тишину, которая громче всех аплодисментов. Вознесенский в своем клетчатом пиджаке - нарушитель стандартов. Клетчатый пиджак - не просто одежда, а манифест. В мире, где все носят серые шинели, клетка - это бунт против прямых линий, партийной графики, пятилеток-клеток. Он "маленький" не физически - его стихи атомные, но система видит в нём лишь букашку, которую можно раздавить сапогом идеологии. Когда он выходит, зал замирает: рабочие ждут гимна, глухие к поэзии люди - жеста, но получают взрыв тишины - ту самую "искренность", которая страшнее кувалды. Его стихи о любви и свободе разбиваются о стену равнодушия. "Они хотели быть голосом эпохи, но эпоха их перемолола", - комментирует Дмитрий Минченок.

"Белый мед" - ключевая метафора спектакля. Это метафора наслаждения от поэзии. Мед - искренность, которую шестидесятники пытались "продать" в мире дефицита. Белый - цвет чистоты, ставший ядом. Их слова, как мёд, засахарились в банках времени. "Поэзия - это животное, - говорит Минченок. - Если его не кормить правдой, оно умрёт. Шестидесятники забыли, что даже зверям нужна не только свобода, но и ответственность".

Почему это актуально?

"Сегодня мы тоже живём в эпоху дефицита - дефицита смыслов, - объясняет режиссёр Минченок. - Соцсети заменили Политехнический музей, но вопрос остался: как быть искренним, когда все кривляются?" Спектакль - не памятник, а зеркало. В нём звучат стихи Вознесенского, Рождественского, Ахмадулиной, они вплетены в электронную музыку, джазовые импровизации и звуки заводских гудков. Это диалог прошлого с настоящим, где оба внимательно слушают друг друга. Это спектакль трибьют и дань восхищение той эпохе.

Кто оживит призраков?

Автор спектакля Дмитрий Минченок и продюсер спектакля Никита Куликов собрали на сцене замечательных звезд театра и музыки: Елену и Ольгу Терентьевых, заслуженных артисток Республики Башкортостан, примадонн театра "Новой оперы", актрису кино и театра Наталью Тетенову (обладательницу наград за лучшие женские роли), талантливых актеров МХАТ им. Горького Тимура Дружкова и Александра Карпенко, эстрадный ансамбль "60" под руководством Андрея Степаненко (виртуоз бандонеона), чьи инструменты превращают стихи в звуковые ландшафты.

Зачем смотреть?

Чтобы увидеть, как поэты-титаны становятся людьми: уязвимыми, напуганными, жадными до славы. Чтобы услышать, как "белый мед" их слов прокисает в контакте с реальностью. И чтобы задать себе вопрос:

"А что останется от нас новых - поколения Telegram и TikTok-бунта - через 60 лет? Не станем ли мы тоже воспоминаниями, чьи мемы рассыплются как прах?"

Музыкально-поэтический спектакль "Шестьдесят лет - шестидесятникам. Антимиры" состоится в рамках программы "Гранты Мэра Москвы для социально-ориентированных некоммерческих организаций" при поддержке АНО "Творческие Инициативы". Как иронизирует Минченок: "Гранты могут когда-нибудь закончиться, а вот стихи останутся. Если повезет".