«Страшный сон властей»: Мужики, вернувшиеся с фронта, займутся наведением порядка "на местах"
Когда закончится СВО, контрактники и мобилизованные начнут возвращаться домой. Среди них будут и те, кто ушел в зону спецоперации из мест лишения свободы. И этот фактор уже сейчас надо закладывать в перспективные планы работы нашим силовым структурам, чтобы не допустить разгула криминала, который СССР пережил после Великой Отечественной войны.
С таким предупреждением обратился к работникам внутренних органов экс-министр МВД, экс-зампред российского правительства, президент Клуба военачальников генерал Анатолий Куликов.
Участники боев, подчеркнул он, ни в коем случае не должны быть забыты муниципальными и региональными властями, которые должны оперативно откликаться на проблемы демобилизованных воинов, эффективно снимая социально-бытовые вопросы.
Все это надо предусмотреть и начинать работу уже сейчас, потому что «работы будет всем непочатый край, даже не меньше, чем было», – резюмировал генерал.
Размышляя о серьезности и обоснованности опасений экс-министра МВД, представители экспертного сообщество, к которым обратилась «СП», разделись на два лагеря.
Представители первого не верят в то, что по окончании спецоперации Россию ждет повторение ситуации с разгулом криминала.
- Я лично полагаю, что те военнослужащие, которые отправились в зону СВО прямиком со скамьи заключенных, получив помилование при принятии решения о заключении контракта с ВС РФ, прямо сейчас уже проходят некую адаптацию, – поделился своим взглядом на проблему боец добровольческого формирования БАРС на территории Курской области, автор tg-канала «Мир как конфликт», политолог Олег Иванов.
- Кроме того, думаю, наши власти полностью отдают себе отчет о возможных негативных последствиях демобилизации с СВО, а потому не сомневаюсь, что всем бойцам найдут место в нашем обществе. Найдут им нормальную работу, и льготы различные они получат. Так что, на мой взгляд, готовиться к сценариям, подразумевающим некие волнения после окончания СВО – это некое преувеличение все-таки.
Опасность, конечно, существует, в определенном смысле, но думаю, что государство это понимает и принимает прямо сейчас определенные меры, создает инфраструктуру, необходимую для того, чтобы люди не болтались просто без дела, чтобы они и психологическую помощь необходимую получали, и социальную адаптацию. Ну и главное, конечно, чтобы они нашли свое место в жизни.
«СП»: Сейчас добровольцам при заключении контракта на участие в СВО государство платит щедро. Не возникнет ли проблем, когда после окончания спецоперации люди вернуться на свои прежние рабочие места, где зарплата в сравнении с фронтовыми выплатами выглядит в разы скромнее?
- Определенное недовольство, естественно, будет. Но люди же должны понимать, что если их прежняя деятельность с риском для жизни закончилась (а платило-то государство щедро прежде всего за этот самый риск), то и доходы их соответствующим образом будут меняться. И я думаю, в массе своей наши граждане этот момент поймут. Так что и с этой точки зрения каких-то массовых волнений ожидать не стоит.
Однако то, то что вернувшиеся с СВО будут активно лоббировать и защищать свои права, отрицать не стоит. Это, безусловно, будет. И вот тут, я считаю, властям нужно направлять их энергию в нормальное адекватное русло через различные общественно-некоммерческие организации, которые будут отстаивать их интересы. Так что митинговать на улицы, я полагаю, демобилизованные участники СВО не пойдут.
Представители же другого лагеря, разделяя точку зрения генерала Куликова, высказывают и некоторые опасения.
- Не стал бы совсем сбрасывать со счетов тот факт, что те, кто отправился на СВО из мест лишения свободы, привезут с собой обратно не только прежнее свое мировоззрение, но и кое-какое оружие, которое наверняка там успели припрятать, – предположил президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров.
- Кроме того, если верить общедоступной информации, которая гласит, что многие из тех, кто уже вернулся с СВО, возвращаются в криминал, то проблема стоит достаточно остро. Ведь те, кто это делает, возвращаются к преступной деятельности уже с новыми познаниями и навыками. И это самое пугающее.
Честно говоря, не знаю, хватит ли в этом случае ресурсов нашего Министерства внутренних дел нивелировать подобную опасность. Все ведь прекрасно знают, что МВД сейчас испытывает острый кадровый голод, не хватает примерно 200 000 сотрудников. И крайне затруднительно этот кадровый дефицит устранять, потому что у нас мало желающих служить за подобную зарплату.
Поэтому сейчас раздаются время от времени с весьма высоких трибун весьма странные призывы – «а давайте-ка будет привлекать к охране общественного правопорядка демобилизованных ребят с СВО, закрыв глаза на их криминальное прошлое». Интересно, авторы таких призывов отдают себе отчет в том, что именно они предлагают?
«СП»: Вне всякого сомнения, демобилизованные после СВО бойцы в массе своей будут выделяться своим обостренным чувством патриотизма. Не приведет этот нюанс к проблемам, которые возникали в свое время при реабилитации воинов-«афганцев» и участников двух «чеченских» военных кампаний?
- Очень правильный и интересный вопрос. Ветераны Афганистана, например, сначала получили удостоверения участников войны и льготы. Но потом правительство Ельцина заявило – извините, мы вас "за речку" не посылали, это исключительно ваши проблемы, а не наши. С ветеранами «чеченских» кампаний развивалась практически аналогично.
Поэтому если демобилизованным ветеранам СВО, всем тем ребятам, которые на Донбассе потеряли свои руки и ноги, кто-нибудь ответит в таком же духе, это будет самое страшное, что только можно себе представить.
Чиновникам надо понять, что это не ветераны Афганистана или Чечни, тут несопоставим контингент. Образно выражаясь, взволнована будет огромная масса людей, многие из которых, к тому же, будут иметь проблемы со здоровьем психического характера. Что тогда от них можно будет ожидать – одному Богу известно. Будем надеяться, что наши власти отдают себе в этом отчет.
- Призыв к властям задуматься о том, что делать после окончания СВО – отнюдь не первый, до генерала Куликова о существование комплексной проблемы адаптации возвращающихся с фронта говорил полпред президента в Уральском федеральном округе Артем Жога, – отметил секретарь ЦК КПРФ, доктор экономических наук Сергей Обухов.
- Если взять одну только проблему возвращения с украинского фронта амнистированных участников СВО, то один только «казус Пригожина», когда заключенные подписывали полугодовые контракты, показал – рецидивы по их возвращении имели место быть, и довольно заметные.
Поэтому абсолютно все системы нашего государства, а не только МВД, должны готовиться к послефронтовой адаптации к мирной жизни совершенно другого поколения. И особенно – к адаптации бывших заключенных, это во все времена было большой проблемой.
Кроме того, уже звучат заявления, что нашим властям нужно готовиться к разбирательствам с «рассерженными патриотами», которые могут и не воспринять те форматы замирения, о которых сейчас говорят. Хотя мы понимаем, что общий запрос на мир в обществе довольно значительный, особенно в условиях сформированного под долгим руководством Всемирного банка «общества квалифицированного потребителя». Так что, на мой взгляд, подобные вопросы неизбежно встанут со всей остротой.
«СП»: В чем именно, на ваш взгляд, должна заключаться подготовка властей к демобилизации из зоны СВО добровольцев и контрактников?
- Это проблема, хоть и касается системы МВД напрямую, но затрагивает ее в меньшей степени, чем остальные ветки и структуры власти. Задача силовиков – просто не допустить формирования организованных преступников сообщества.
А вот куда более глобальная задача – создать эффективную государственную систему адаптации и трудоустройства военнослужащих.
Люди, которые получали довольно большое содержание в период СОО, не найдут такие же условия для своей реализации на производствах, когда у нас в стране медианная зарплата хорошо если 30-50 тысяч рублей, да и то в Москве. Это же в разы меньше, чем в зоне СВО. И эту проблему надо кардинальным образом решать.
«СП»: А если она не будет решена, куда могут направить свою энергию люди, прошедшие на фронтах огонь и воду?
- На мой взгляд, самый легкий и выгодный власти сценарий состоит в том, чтобы направить пассионарность демобилизованных бойцов в сферу противостояния многочисленным мигрантам-радикалам, пытающимся насадить в России свои порядки. Гораздо хуже для чиновников, прямо страшный сон, если эта энергия будет направлена как раз на дебюрократизацию и деолигархизацию нашего общества, тогда это вызовет определенную турбулентность.