Известный художник Бурятии Зорикто Доржиев привез выставку в "Новый Иерусалим"

Ретроспектива художника Зорикто Доржиева, включающая 75 работ за почти два десятилетия творчества, открылась 22 февраля в музее "Новый Иерусалим".

Известный художник Бурятии Зорикто Доржиев привез выставку в "Новый Иерусалим"
© Российская Газета

Посетители смогут погрузиться в необъятный мир фантазии автора, который успел покорить посетителей Третьяковской галереи, Русского музея и лондонского Музея Виктории и Альберта. Кочевник отправляется на поиски себя в путешествие по великой степи. Что же он найдет в дороге и в самих картинах? Ответы на эти вопросы дал художник.

"Каждая часть выставочного пространства по смыслу перетекает из одной в другую, как жизнь и мудрость от матери к ребенку. Я постарался как можно обширнее охватить все стили и направления, в которых мне довелось работать. Но я не хочу давать ключи к восприятию моих работ, ведь для каждого человека они открываются известной только ему стороной. Смотрите не только на работу, но взгляните на нее сквозь себя", - советует он.

Выставка получила название "Зорикто Доржиев. Повелитель снов". И в тотальной инсталляции с особым архитектурным подходом действительно ощущаешь себя словно в фэнтезийном космическом полете.

Экспозиция делится на три зала, первый из которых посвящен женским образам в разных ипостасях: от возлюбленной до богини, матери или музы. Обратите внимание на серию картин "Госпожа", раскрывающую восприятие художником бурятской мифологии. Кстати, эти работы в 2019 году были выставлены в проекте "Новая степь" на Венецианской биеннале.

В этом же зале представлены удивительные арт-объекты "Вечная битва" и "Вечный зов". В этих композициях Доржиев собрал боевые лицевые шлемы и посмертные маски разных народов и эпох. Этот предмет сначала защищает человека, отгораживая его от мира, а затем сохраняет его лицо в вечности. В центре каждого панно современная уходовая маска, которая не слишком отличается по функциям от своих древних предшественников.

Особенность большинства работ Доржиева кроется в его неповторимом авторском стиле "Ваджра-панк", который, по сути, представляет собой единство противоположностей. Дело в том, что "ваджра"- это индуистское божественное оружие, которым бог Индра боролся с темными силами. А панк несет в себе бунтарский дух и хаос, высвобождающий энергию. Поэтому этот стиль повествует о вечном поиске новых форм выражения и смене привычного курса.

Например, во втором зале художник размышляет о детях в общем и о нашем внутреннем ребенке, живущем в каждом из нас. Цикл "Детские игры - дело серьезное" помогает посетителю прожить собственное детство. Кто-то из героев уже пытается выйти из-под родительского крыла, взлетая над уютной периной - символом родительского дома. А героиня картины "Сказка абрикосовой рощи, списанная с дочери художника", еще мирно дремлет.

Еще один яркий пример "ваджра-панка" представлен в третьем зале, где разместились картины, написанные несколько лет назад. На холсте "Утро богини" художник изобразил свою вариацию Медузы Горгоны, беспощадно укрощающей своих змей ножницами.