Московский имам попрощался со скандальной картиной. Почему историческое полотно вызвало споры в соцсетях?
Первый заместитель главы Духовного управления мусульман России Дамир-хазрат Мухетдинов убрал из своего кабинета картину «Калка» пензенского художника Ильдара Акжигитова. Она оказалась причиной скандала — на полотне усмотрели признаки глумления над русскими воинами и православной верой.
Монгольский пир
Шум вокруг картины поднялся после того, как историк, член комиссии Совета при президенте по межнациональным вопросам Александр Дюков обратил на нее внимание подписчиков своего Telegram-канала.
На полотне, висевшем в кабинете заместителя главы ДУМ РФ, был изображен пир монгольских военачальников Джебе и Субэдэя после победы над русско-половецким воинством на Калке 31 мая 1223 года. Это реальное историческое событие. Правда, для современного человека выглядит оно действительно неоднозначно.
По традиции, воины Чингисхана пировали за импровизированным столом, собранным из щитов, лежащих на телах поверженных воинов противника, при этом многие побежденные были ранены, но еще живы. В данном случае опорой для монгольского пиршества служили русские витязи и их союзники.
Историк Дюков писал в своем канале: «Дружба народов по-ордынски. Сразу и про историю, и про современность. И про будущее, если не будут предприняты защитные меры». При этом, по мнению Дюкова, Дамир Мухетдинов «наслаждается картиной с жестоким убийством русских», потому как принимает в том же кабинете делегации региональных ДУМ.

На полотне также было замечено изображение Христа на стяге. Не него один из монгольских воинов поставил ногу.
Проблемы самоидентичности
В соцсетях и Telegram-каналах из-за картины поднялся шум. Дамира Мухетдинова обвиняли в русофобии и национализме.
К примеру, блогер Вадим Шумилин написал в своем Telegram-канале что такие подозрения подогреваются тем, что Дамир Мухетдинов известен, как «один из ярых воспевателей Орды и проповедников теории об ордынском происхождении России».
При этом сам Шумилин, как и другие блогеры и историки, напоминает, что после победы на Калке монголы напали на Волжскую Булгарию, где жили предки современных казанских татар, которую разгромили. Жертвы среди булгар были огромными.
«Вообще, для современных татарских националистов очень характерна путаница в показаниях: они ухитряются гордиться одновременно и Волжской Булгарией, и уничтожившей её Ордой, ассоциируя себя и с булгарами, и с монголами (поскольку в русской традиции их обозвали татарами). Видимо, зампред ДУМ не исключение», — писал блогер.
Никаких оправданий
Представители Русской Православной церкви не остались в стороне. Как заявил в своем Telegram-канале заместитель председателя синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе, «глумление над религиозными символами, которое мы видим на любимых картинах Мухетдинова, не имеет права на жизнь и не имеет никаких оправданий».
При этом Кипшидзе подчеркнул, что демонстрация такой картины сильно контрастирует с позицией большинства православных и мусульманских как религиозных деятелей, так и верующих, с уважением относящихся к святыням обеих религий.
Больше всего православных верующих возмутило изображение стяга со «Спасом Нерукотворным», попираемого ногой монгольского воина.
При этом Вахтанг Кипшидзе подчеркивает, что дружба между татарами и русскими — многовековая традиция с большой историей: «Нам не нужно выдумывать миф о вкладе русских и татар в общую историю. Не одну стену заняли бы картины со списками татар на русской службе»
А митрополит Донецкий и Мариупольский Владимир предположил, что, если его мусульманский коллега любуется такими картинами, с ним что-то не так. «В этом есть нечто нечеловеческое, какое-то серьезное духовное повреждение и даже душевная болезнь, — считает священнослужитель. — У меня существуют большие опасения относительно того, чему может научить такой человек, пусть и облеченный высокими научными званиями и степенями, других людей — и прежде всего наших детей, какие ценности им привьет, какие качества в них воспитает».
Домыслы о нетерпимости
Дамир Мухетдинов картину из кабинета убрал, а обвинения в русофобии отверг категорически.
«Отвергаю все приписываемые мне домыслы в русофобии, нетерпимости к нашей общероссийской истории и культуре, нелюбви к моей Родине — великой России — как абсолютно не присущие мне ни по духу, воспитанию и образованию, ни по моей тридцатилетней религиозной деятельности», — говорится в обращении Дамира-хазрата, опубликованном в Telegram-[канале](https://t.me/DUM_RF/3735) Духовного управления мусульман России.
Также Дамир Мухетдинов заявил, что весь негатив в его адрес, а также попытки его унизить говорят только о внутреннем мире тех, кто берется судить о нем. «Я остаюсь в молитвенном настроении к миру, трезвости разума, братству и милосердию», — подытожил имам.
На стену своего кабинета он планирует повесить картину, посвященную Великой Отечественной войне.
Отрицать роль как монголов, так и татар в истории России невозможно, хотя историки до сих пор спорят о значении татаро-монгольского ига на становление российского государства. Те татары, что упомянуты в названии ордынских захватчиков, и предки татар российских имеют мало общего друг с другом. К тому же, эта часть в названии орд Чингисхана появилась после победы над одноименным народом. Монголы фактически присвоили его себе.
Если говорить про битву на Калке 1223 года, то в те времена монгольские воины еще не знали ислама. Правда, не были они и язычниками в нашем понимании. Они верили в волю Неба или Тэнгри, а из священнослужителями были шаманы. При жизни сам Чингисхан верил, что слышит эту волю. А Джебе и Субэдэй, изображенные на картине, были военачальниками внука великого хана, Батыя.