«Учит и воспитывает»: Максим Никулин — об отце и цирке
Ярким событием начала года стал спектакль «Двенадцать месяцев», поставленный в Цирке Никулина на Цветном бульваре — любимом месте отдыха многих малышей и их родителей.
О жизни легендарного цирка сегодня, о планах на завтра, радостях, заботах и о том, что отравляет жизнь ему и его руководителю, мы поговорили с Максимом Никулиным, гендиректором и худруком Цирка на Цветном бульваре.
— Максим Юрьевич, цирковые постановки, как правило, имеют не очень долгую жизнь. В этом кроется секрет вечной молодости цирка. Но год вы начали как-то очень лихо…
— За высокую оценку спасибо! Если говорить о сезоне зимних каникул, то в этом году он для нашего цирка стал беспрецедентным. Одновременно у нас шли четыре разных спектакля в разных городах, что для нас много и непривычно. Слава богу, все они прошли с аншлагами. Мы довольны. Зрители, что еще важнее, тоже.
— Вы отзываетесь постановками на все даты, связанные с войной. Юрий Владимирович Никулин, ваш отец, был фронтовиком. Что планируете выпустить к 80-летию Победы?
— Мы готовимся, даже билеты уже продаются, проект будет называться «Музыка Победы»: мы решили обратиться к теме войны через как бы музыкальную ее историю — песни военных лет, музыку того времени. Естественно, номера, которые будут в программе, адаптированы к этой знаковой, важной для всех нас дате — 80-летию Победы. Кстати, я вообще начал что-то понимать о фронтовиках и войне ровно 40 лет назад, когда работал на радио «Маяк» и мы делали цикловую передачу к 40-летию Победы. Тогда через нашу студию прошли 1000 наших ветеранов. Это и позволило понять — простите за пафос — святость этого дня. Естественно, открытие нашего сезона, а это будет в апреле, мы посвящаем 80-летию Победы.
Лючия Сухорукова: Без доверия в цирке делать нечего
— Помню, вы рассказывали, что Юрий Владимирович не очень любил о войне говорить…
— Мне кажется, это свойство всех настоящих фронтовиков. Я это понял еще тогда, на радио. К нам приходили настоящие герои, кавалеры ордена Славы, Герои Советского Союза. И было крайне сложно «раскрутить» их на эту тему, добиться каких-то воспоминаний. Помню, например, к нам пришел трижды Герой Советского Союза, летчик-ас Александр Иванович Покрышкин. Но каких же сил стоило разговорить его! Когда он сел перед микрофоном и мы начали задавать ему вопросы, он принялся отвечать сухо и сдержанно: «Ну летал, ну сбивал…» Понимаете, то ли это настолько глубоко сидело у них в душе, что к воспоминаниям сложно было возвращаться, то ли они осознавали, что понять их способен только человек, который подобное пережил.
— Прибывает ли в цирк «молодая кровь»?
— Мы проводим фестиваль «Дорога в цирк» в детских лагерях — «Артеке», «Смене», «Орленке» — это некая цирковая смена. К этому обычно привлекаются ребята, которым просто нравится заниматься цирком: это коллективы школ, различные кружки и так далее. И таких детей, в хорошем смысле слова сумасшедших, по-настоящему болеющих цирком, немало. И мы это поддерживаем. Цирк ведь прекрасен! Он же и воспитывает, и учит, и развивает. И вот на третий год проведения фестиваля мы решили объединить тренеров и наставников этих детей, чтобы общие проблемы и задачи решать вместе. Так произошло зарождение циркового детского любительского движения. Судя по энтузиазму, который мы увидели, все это не бессмысленно.
— К вашему отцу в нашей стране — особое отношение. Он воспринимался людьми как эталон чести. Но тут в интернете стали полоскать вас, рикошетом достается и Юрию Владимировичу. Можно вопрос в лоб? Что происходит, Максим Юрьевич? Почему на вас многие окрысились?
— Да все просто. Сошлись вместе зависть и прагматизм. Что бы я ни делал, ничто без внимания не остается. Например, я когда-то активно занимался бизнесом, не замарался, заработал. Сейчас шипят, что я все это «гребу» в цирке. Если бы! В связи с этим я искренне не понимаю наезды на цирк из-за льготной аренды. Особенно если это говорят те, кто аренду не платит.
— Что, и такие есть?
— Госцирки аренду не платят. И мэры Москвы — и бывший, Юрий Михайлович Лужков, и нынешний, Сергей Семенович Собянин, просто уравняли нас, цирк, в правах с другими. Что в этом плохого? Конечно, нам легче стало жить. Но когда нам хорошо — это кому-то не нравится. Хотя возьмите две булочные: одна печет хлеб, другая печет, обе его продают. Почему одна должна платить аренду, а другая — нет? Всем установлены теперь равные условия, за что спасибо московскому правительству. Пользуясь случаем, приглашаю и мэра, и членов правительства к нам на представления, мы — ваш цирк, столичный, и всегда рады гостям.
— Но что послужило поводом для нападок на вас?
— Возможно, то, что я привычно высказываю свою точку зрения там, где, по мнению других, ее высказывать не надо. Но я поступаю так, как считаю нужным. Если мне кажется, что я поступаю с кем-то несправедливо, я об этом говорю. А началось все с того, что я поехал на фестиваль в Монако, который был оплеван: было сказано, что он поддерживает Украину, хотя единственное, что он поддерживает, — это артистов. Но факт того, что я туда поехал, позволяет называть меня врагом. Значит, я и для Украины враг — после того как не раз ездил с труппой на СВО, и нашим — не пойми за что. Кстати, в Луганск и Донецк мы ездили задолго до их возвращения в состав России. Наши ребята и «за ленточкой» выступали...
— Но говорят, вы живете за границей, а здесь зарабатываете.
— У меня есть квартира в Монако: 27 квадратов. Куплена в ипотеку 15 лет назад. Есть вид на жительство. В Монако очень развита цирковая культура: там проходит знаменитый на весь мир фестиваль, я со многими цирковыми дружу. Работаю я тут, в Цирке на Цветном бульваре, гражданин России, чем горжусь, и нет у меня других паспортов. В Москве у меня тоже есть квартира. Кстати, я никогда ничего не скрывал. А когда эти наезды начались, я обратился к «наезжающим» и позвал на «очную ставку»: приходите, поговорим. Ошибаюсь, веду себя неправильно? Исправлюсь. Думаете, хоть один человек пришел? Нет. Все ушли в тень. Мне советовали подать в суд. Можно, тем более ложь я легко докажу. Но я подумал — а зачем этим людям пиар устраивать? Кстати, сейчас и обвинений-то никаких особых нет, огульное охаивание осталось. Но знаете, как говорят? «Собака лает, караван идет». А я ее по-другому трактую. Караван идет, потому что собака лает. Она лаем помогает ему не расслабляться и идти вперед.
— Сейчас тренд времени — разговоры о стоимости билетов на спектакли. Как вы подходите к решению этой проблемы?
— В свое время нам отказали в «Пушкинской карте» — на основании того, кстати, что, по мнению нашего Министерства культуры, цирк — это не искусство, а развлечение. Но оставим это на совести наших культуртрегеров. Мы работаем по закону, все предписанное ими исполняем. У нас все сделано для приема людей с ограниченными возможностями, мы много работаем с одним благотворительным фондом, делали и сейчас еще будем делать спектакль для участников СВО и членов их семей. Делаем благотворительные спектакли, у нас их называют шефскими. Нелепость в том, что я вообще не имею права на благотворительность...
— Как интересно. Это почему?
— Слава богу, люди, которые призваны этим заниматься, понимают нелепость идеи… Кратко — так: если я делаю бесплатный спектакль и люди не платят деньги за билеты, у меня нет прибыли. А это значит, я не плачу налог. То есть государство недополучает денег и, по закону меня могут привлечь за как бы сознательно упущенную прибыль.
— Чудны дела твои, законодатель… Успешно ли развивается открытый вами в здании Цирка на Цветном бульваре музей?
— Музей пока в полную силу не заработал, увы: нам не хватает людей и опыта. Хочется, чтобы любой человек мог зайти туда с улицы в любой день. Пока принимаем с радостью тех, кто записывается загодя, группами. Но мы все наладим, со всем справимся и победим, как и все остальное.
ИЗ ИСТОРИИ
Cтарый Московский цирк (цирк Саламонского) на Цветном бульваре — один из старейших цирков России. 20 октября 1880 года он принял первых зрителей.
СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ
С 14 февраля по 30 марта по многочисленным просьбам зрителей цирк продолжит показ программы «Матрешка».25 апреля — премьера программы «Музыка Победы»!