РБК: в Иркутске вырос «серый» майнинг

Обновлено в 15:53

РБК: в Иркутске вырос «серый» майнинг
© BFM.RU

В Иркутстке после запрета добычи криптовалюты вырос «серый» майнинг. Об этом РБК рассказали в «Иркутскэнергосбыте». По данным компании, потребление бытовой электроэнергии в первый месяц после запрета майнинга выросло на 1% по сравнению с январем 2024 года. При этом зима в регионе была теплой, поэтому предполагалось, что потребление снизится, так как большинство домов отапливаются электричеством.

Причина роста энергопотребления, по мнению компании, — майнеры криптовалюты, которые продолжили работу, даже несмотря на запрет. Из легальной зоны такие майнеры перешли в «серый» сегмент. Комментирует гендиректор «Крипто-А» Алена Нариньяни:

Алена Нариньяни генеральный директор «Крипто-А» «Майнеры выбирают Иркутскую область, потому что там холодно, и когда у тебя майнинговое оборудование работает, его нужно охлаждать, а в Иркутской области еще и цена на электричество невысокая, поэтому для них там рай на земле. Региональные власти пришли к выводу, что именно из-за засилья майнеров страдают обычные пользователи. То есть не из-за того, что у нас изношенные электрические сети, что у нас, может быть, электростанции не вырабатывают электричества, сколько нужно простым пользователям, а конкретно из-за майнеров, только они портят всем жизнь. Но я в этом очень сильно сомневаюсь. Конечно, можно бороться с «серым» сектором, проводить рейды и вылавливать эти майнинговые схемы, но на самом деле в современном мире есть гораздо более эффективные и более технологичные методы решения этой задачи, потому что то же самое тепло, которое вырабатывается в майнинговых фермах, когда они майнят, можно использовать на благо, его можно использовать для обогрева того же самого жилого помещения. Современная майнинг-ферма — это не всегда огромное помещение, часто это транспортный контейнер, как строительная бытовка, с одной розеткой снаружи. Он его привез куда-то, воткнул в сеть, и оно работает, там запретили — он его собрал и повез в другое место. Гоняться за этими майнинг-бытовками — провальная история, здесь нужно идти по другому пути. То, что наша власть сейчас делает, пытаясь вывести майнинг в «белое» пространство, это все правильно, это нужно делать. Но если будут запретительные меры, то те, кто принял решение действовать по закону, будут вынуждены уехать, а те, кто сомневался или принял решение, что они будут туда выходить, будут понимать, что решения, принятые ими, правильные, и начнут хорошо прятаться».

Дифференцированные тарифы на электроэнергию, введенные в этом году в регионе, делают «серый» майнинг невыгодным, говорит обозреватель в сфере ТЭК интернет-издания «Правда УрФО» Антон Гуськов:

Антон Гуськов обозреватель в сфере ТЭК интернет-издания «Правда УрФО» «Правительство с 2025 года ужесточило критерии по диапазонам потребления, так называемые дифференцированные тарифы. Сейчас, превышая бытовой объем потребления, это 3,9 тысячи киловатт-часов в месяц, майнеры начинают уходить в коммерческую цену электроэнергии, им это становится невыгодно. Ранее именно низкие цены на электроэнергию для бытовых потребителей и провоцировали рост «серого» майнинга, сейчас электросетевые компании проводят довольно масштабные кампании по установке цифровых приборов учета. Если где-то бытовое потребление начинает расти аномально, электросети сразу это видят и стараются пресекать такие факты. Нарушителям грозит уголовная ответственность за хищение электроэнергии. «Серый» майнинг создает дополнительную, непредусмотренную нагрузку на электросетевой комплекс, это обусловлено тем, что при проектировании электросетей учитываются исключительно бытовые нужды, не предусмотрено коммерческое потребление. Соответственно, закладываются инженерные, технологические решения. Когда начинается активное потребление, сети не выдерживают. Подстанции гаснут, и вместе с майнинговыми фермами обесточенными остаются целые жилые районы. И в части генерации есть определенный дефицит. Выработка электроэнергии недостаточна для обеспечения этих нужд».

По данным EnergyTool МТС, в целом по России количество майнинговых ферм в январе выросло на 7% год к году, тогда как в Иркутской области рост составил 18%. По примерным подсчетам, общий ущерб от «серого» майнинга в России составляет около 10 млрд рублей ежегодно.