Волгоградский Казачий театр поставил спектакль к 80-летию Победы
Юбилею Победы советского народа в Великой Отечественной войне посвящается премьера – драматическая баллада «Не покидай меня…». На пресс-показе побывали журналисты «Волгоградской правды».
Постановка, которая возвращает в далекий 1944 год, трогает проникновенной интонацией. Это грустная, но удивительно светлая история о войне, любви, долге, личном выборе, молодости и смерти.
Особо важное задание
В Год защитника Отечества волгоградский Казачий театр выпустил спектакль, рассказывающий о совсем юных защитницах Родины, по пьесе известного белорусского писателя Алексея Дударева. Ее довольно много ставят российские театры. Кстати, в 2013 году в России по ней был снят мини-сериал с Алексеем Гуськовым в главной роли.
В драматической балладе чувствуется явная перекличка с повестью Бориса Васильева «А зори здесь тихие»: в бой тоже идут юные девочки, и они тоже погибают (уцелела лишь одна) за победу. Однако это живые образы, ведь пьеса основана на реальных событиях.
1944 год, начало Белорусской наступательной операции. Четырех девушек-разведчиц и их командира должны забросить в тыл врага практически на верную смерть.
Вчерашние старшеклассницы готовятся выполнить особо важное задание – уничтожить узел связи гитлеровцев и тем самым нанести врагу сокрушительный урон перед решающим наступлением Красной армии. Под видом веселых певичек – подружек полицейских, как бы приехавших на праздник с танцами, девушки должны попасть на охраняемый объект и вызвать огонь на себя.
Гвардии капитан Михасев (артист Александр Кривич), получив под свое командование эту неоперившуюся спецразведгруппу – а на самом деле почти детей – приходит в ужас. Он-то 3 раза ранен, 19 раз за линию фронта ходил, 7 «языков» захватил и к званию Героя Советского Союза представлен. И как никто капитан хорошо понимает, что неопытные девчонки, столкнувшись с матерым противником, могут умереть, по сути – так и не начав жить.
Сначала ему и в голову не приходит, что пополнение состоит из девушек. «Старший лейтенант Кремис – нормальный мужик?» – интересуется он у полковника, а узнав, что к чему, реагирует бурно: «Это же девчонки, цыплята». «Женщина на войне – это позор мужчины, – возмущается Михасев. – Сейчас не сорок первый год, чтобы не найти разведчиков в моей роте».
Но другого выхода нет – капитан начинает муштровать разведгруппу девчонок. И все это на фоне девичьего щебета, болтовни, дурачеств и шуток. Они смеются и плачут, читают любовные романы и разгадывают сны, вспоминают прошлое и мечтают о будущем. Каждая хочет жить и любить. Война до самого финала дает о себе знать лишь черной тенью, отдаленным грозным гулом, скрежетом, лязганьем.
В этой пьесе заложен великий протест против войны, но спектакль патриотичен. У каждой из четырех героинь, на первый взгляд, по-юношески наивных и романтичных, есть своя тяжелая история.
Самая ответственная и серьезная – Вероника Кремис (Мария Мирошина), она жаждет отомстить за гибель своей маленькой сестры. Хрупкая Аля Ладысева (Лолита Сафарова) мечтает о счастье с любимым Димой, товарищем по разведшколе. Озорная Зина Батян (Владислава Суханова) никогда за словом в карман не лезет. Скромная и гордая Ядвига Гурская (Юлия Маркушина) – полька, у которой папа ходил в костел, а мама была партийным работником – и ее расстреляли в начале войны…
Сценическая часть постановки определенно была непростой для артистов: много быстрых переодеваний, бойких диалогов, песен, перемещений лаконичных мобильных декораций – завешенные маскировкой нары в казарме то и дело передвигаются, выполняют функции перегородок, природного рельефа. К спектаклю была написана оригинальная музыка (композитор – Андрей Зуев).
С любовью к Родине
Динамичное действие и сложный психологический рисунок ролей – это настоящая проверка на прочность, которую выдержал слаженный ансамбль актеров на пресс-показе. Искренне и достоверно они показали непростой выбор, который приходилось делать их героям, – выбор между долгом и страхом, жизнью и смертью. Театр посвятил спектакль тем, кто ценой собственной жизни защитил Родину и остался вечно молодым.
Приглашенный режиссер-постановщик Алексей Серов рассказал, что такой волнующий материал не мог не тронуть всех участников во время подготовки премьерного спектакля.
«Первые недели две актрисы не могли читать тексты, они плакали, я не знал, как из этого выбираться, – вспоминает постановщик. – Да, это такой материал, которым сперва нужно “пробить” сердце, а потом это превратить в искусство. Путь непростой, но он единственно верный. Работая над спектаклем о молоденьких бойцах советской армии с коллективом Казачьего театра, я получил удовольствие, чувствуя взаимный интерес и большое желание артистов. А сегодня им уже важно услышать дыхание зрителей».
Алексей Серов полагает, что получился спектакль для зрителей разных возрастов. Его могут смотреть как подростки (12+), так и взрослая аудитория.
«Публика увидит персонажей, полных жизни, которые не знают, что уходят навсегда, это знаем мы сегодня, – продолжает режиссер. – Сердце сжимается, потому что уходили молодые, прекрасные, талантливые, полные сил».
Сценографические решения, которые предложил Алексей Серов, построены на контрастах: грубость и нежность, брутальность и трепетность в сочетании цветов и фактур, например легких белоснежных девичьих рубашек и тяжелых маскировочных сетей.
Анна Мирошникова, еще одна исполнительница роли Зинаиды Батян, поделилась своим видением образа.
«Это замечательная девушка, которой палец в рот не клади, – говорит актриса. – У нее острый язычок, она всегда скажет то, что думает, и не боится быть прямодушной. Когда мы готовились к спектаклю, на читке было трудно не плакать, зная, что наши героини погибнут. Но потом, когда ты начинаешь вживаться в роль, то понимаешь, что они не шли на смерть – они шли на жизнь, горячо мечтали о будущем, преодолевая немыслимые трудности. Поэтому спектакль в первую очередь не про войну, а про людей. И, возможно, в конце будет много слез».
Кристина Чернышева играет Алю Ладысеву в очередь с Лолитой Сафаровой.
«Работать над ролью было очень непросто, но интересно, – поделилась своими ощущениями и мыслями Кристина. – Нужно было понять и найти в себе мотивацию – ради чего, ради кого моя героиня шла на подвиг. Я восхищаюсь этими девочками, которые шли на страшный риск с любовью к своей Родине».