В Театре на Садовой играют "Женитьбу, или Последний пункт одиночества"
Пьесу Гоголя "Женитьба" называют одной из первых русских "бытовых комедий нравов". В Театре на Садовой (прежде - "Приют комедианта") драматическую комедию "Женитьба, или Последний пункт одиночества" поставил Андрей Прикотенко.
Санкт-Петербург, только наши дни. Гафа - хозяйка салона аренды свадебных платьев и пошива мужских костюмов, которой не очень везет в любви, решает, что ей пора замуж. Ее бойкая и изобретательная коллега Фекла хочет помочь подруге устроить личную жизнь. Но из окружающих мужчин - только портной, замкнутый мизантроп, и посетители салона - "женихи", один за другим приходящие сшить себе идеальный костюм". "У наших героев до свадьбы дело не дошло (у Гоголя, кстати, тоже), - говорит режиссер. - Не дошло, потому что сложно найти человека, с которым ты готов идти вместе по жизни. Сделать это практически невозможно".
На сцене всего три артиста. Хотя мы помним, что у Гоголя только мужских ролей несколько: Подколесин, его слуга, женихи. Да еще невеста, ее тетка, сваха... Агафья Тихоновна Купердягина в первоисточнике - невеста 26 лет, а героине спектакля Гафе - 36, она "в поиске серьезных отношений". У Гоголя - четыре жениха (и сначала он хотел назвать пьесу "Женихи"), здесь - пять, но всех играет один актер.
Три года назад Андрей Прикотенко поставил в этом театре драму "Серотонин" по роману Мишеля Уэльбека с Иваном Волковым в главной роли. Спектакль "о скитании героя нашего времени" был отмечен "золотыми масками" и "софитами". Идея нового спектакля связана с той постановкой. "Можно взглянуть на "Женитьбу" Гоголя сквозь тему женского одиночества и поиска счастья. На стыке тем одиночества и возникает связь с "Серотонином". "Серотонин" - спектакль о мужском одиночестве, "Женитьба" - его зеркальное отражение", - говорит режиссер
"Искать в этом спектакле Гоголя так же сложно, как искать в нем Шекспира, Чехова и Софокла. Эти поиски могут закончиться только дурными снами. Я предлагаю "остыть" и взглянуть на этот спектакль как на самостоятельное высказывание о сегодняшнем дне", - продолжает Андрей Прикотенко.
Для Марии Лысюк (Гафа), актрисы "Балтийского дома", и Игоря Мосюка, актера Александринского театра, это первый спектакль в Театре на Садовой. А еще это новые работы для заслуженной артистки Санкт-Петербурга Натальи Парашкиной и заслуженной артистки России Татьяны Полонской (обе играют Феклу, в разных составах).
Репетиции шли необычно. Актеры разговаривали на заданные темы, искали аналоги в сегодняшней жизни, режиссер записывал, а потом выдавал им тексты. Например, он придумал, что хозяйка ателье Гафа - это аналог Подколесина.
"В этом спектакле немало историй, связанных с моей личной жизнью, - призналась Мария Лысюк. - Это у меня первый опыт - так совершенно переделать пьесу. У Гоголя Подколесин - главный герой, а мы исследовали женское одиночество. Было страшно, но мы шли вперед, до конца".