Столичные театры бьют рекорды

Но сейчас все нарастающее увлечение театрами и рост количества постоянных зрителей происходит по другим причинам.

Столичные театры бьют рекорды
© Вечерняя Москва

Помню, как несколько лет назад широко обсуждались провокативные постановки. То обнаженные артисты на сцене, то неприличные символы в декорациях, то вспыхивают скандалы с непомерно высокими гонорарами приглашенных звезд, которые, кстати, даже не были профессиональными драматическими артистами. Из-за этого формировалось представление о театре не как о вечном и прекрасном искусстве, а как о бесконечных «пощечинах общественному вкусу», где главный критерий — эпатаж, а не глубина.

Изменений в театрах произошло много. Кадровые перестановки, проходившие по разным причинам, полностью преобразовали культурный ландшафт. Да и запрос у публики тоже стал иным — захотелось более традиционного, классического искусства, которое не только поражает воображение и изумляет искушенного зрителя причудами режиссера, но и волнует, заставляет размышлять, решать внутренние проблемы. А художественная ценность ведь заключается именно в том, чтобы не развлечь, а пробудить, заставить думать, меняться.

Видимо, поэтому в театрах произошло возвращение не только к традиционным формам, но и классическому репертуару. Например, один из лидеров — Московский театр оперетты — вернул в репертуар «Веселую вдову» и «Мистера Икс». Знакомые сюжеты теперь играют новыми красками, визуальные решения современны, но содержание остается тем же, пусть и с новыми акцентами. Так же и с драматическим театром — сразу несколько вариантов чеховской «Чайки», «Старший сын» Александра Вампилова вернулся в этом сезоне в Театр Олега Табакова и появился в Театре Гоголя. Однако режиссеры сейчас работают иначе — новые решения становятся изящным обрамлением к драматургии или литературе, но нет больше в театральной среде соревнований с целью быть оригинальнее коллег.

Благодаря смене руководства зрители вернулись в Театр сатиры и в Театр Моссовета, театр «Шалом» и Театр на Малой Ордынке. Премьеры, отремонтированные залы, привлечение молодого поколения к работе — все это любопытно публике. Кстати, репертуарная политика стала динамичнее. Постановки, которые не находят отклика, снимаются, уступая место чему-то новому, возможно, более актуальному. Директор Театра Вахтангова Кирилл Крок говорит: «Зритель голосует рублем». Только есть в этом и другая, опасная крайность — театр не может существовать только в угоду зрителю, подстраиваясь под его вкусы, не воспитывая его. В том, что эффективность театров и успех постановок оценивают по посещаемости, есть минусы и серьезные опасения, ведь талант порой опережает время, и, как подтверждает история, не все гении быстро добивались признания своих современников. Удержать баланс сейчас помогают многочисленные творческие лаборатории. Так что без всяких опасений можем искренне порадоваться, что театралов среди нас становится все больше!