Завершился первый поток программы «Высшая школа управления в сфере культуры»
Программа ставит своей целью обучить руководителей культурных учреждений эффективному управлению, учитывая не только традиционные методы, но и нестандартные подходы, ведь культура России — это работа с наследием и формирование будущего. Министр культуры РФ Ольга Любимова подчеркнула, что «Высшая школа управления в сфере культуры» даёт возможность создать крепкое сообщество управленцев с разным опытом и мировоззрением. Программа будет способствовать развитию и укреплению этого сообщества, а также выделению самых ярких и инициативных управленцев.
После запуска программы в феврале 2024 года интерес к ней значительно увеличился. На второй поток заявок поступило уже в пять раз больше, чем на первый, увеличив конкурс с 8 до 34 человек на место. Ожидается, что в будущем программа станет ключевой для всех культурных лидеров страны, стремящихся повысить свою квалификацию и профессиональный уровень, отметила Ольга Любимова.
В феврале 2024 года программа «Высшая школа управления в сфере культуры» привлекла 80 участников из 34 регионов страны. В числе первых участников — действующие министры культуры, руководители региональных учреждений культуры, представители образовательных учреждений, медиа и государственных корпораций. Главной целью программы является создание эффективной системы поиска, отбора, оценки и развития кандидатов на ключевые управленческие должности в сфере культуры, искусства и творческих индустрий.
Одной из особенностей программы является уникальная методология, ориентированная на творческий подход к работе с участниками. Программа ориентирована не только на решение текущих проблем, но и на управление изменениями в культурной сфере. Создатели программы подчеркивают, что этот проект является первым в истории России, направленным на разработку модели компетенций управленцев в сфере культуры. Ролевая модель, разработанная в рамках проекта, уже прошла апробацию на первом потоке и продемонстрировала свою эффективность.
Особое внимание в рамках программы уделяется созданию горизонтальных связей между участниками, которые смогли наладить тесное взаимодействие, стать «семьей», поддерживающей друг друга. Такие связи становятся важными в условиях современной России, где семья в расширенном смысле включает не только родственные отношения, но и профессиональные и дружеские связи, сообщил руководитель программы «Высшая школа управления в сфере культуры», заместитель министра культуры РФ Сергей Першин.
В рамках образовательной программы для управленцев в сфере культуры завершился годовой цикл, который состоял из восьми модулей. Занятия проходили на крупных образовательных и культурных площадках по всей стране, включая Московскую и Нижегородскую области, Республику Крым, Ямало-Ненецкий автономный округ и Ставропольский край. В процессе обучения участники осваивали важнейшие навыки в области талант-менеджмента, управления кадровым потенциалом, продвижения проектов в медиасреде, а также изучали способы интеграции традиционных ценностей в культурный контекст.
Особое внимание уделялось региональной специфике реализации культурных проектов. В одном из модулей участники представили проекты, над которыми работали в командах. В 2024 году восемь команд подали заявки на грант Президентского фонда культурных инициатив, из которых четыре стали грантополучателями.
Финальный модуль программы прошел в Мастерской управления «Сенеж» с 4 по 7 февраля, завершив образовательный цикл. Андрей Бетин, генеральный директор президентской платформы «Россия — страна возможностей» и ректор Мастерской управления «Сенеж», отметил важность работы управленцев в сфере культуры, подчеркнув, что именно они формируют культурную политику регионов и страны в целом, обеспечивая сохранение и адаптацию уникального исторического наследия к современным условиям.
Программа по подготовке управленцев в сфере культуры дала свои первые результаты еще до завершения обучения первого потока. В ходе реализации программы новые назначения получили 20 участников. Они коснулись различных организаций и ведомств, расположенных не только в Москве и Санкт-Петербурге, но также в Ярославской, Новосибирской, Челябинской и Вологодской областях, а также Красноярском крае, Запорожской области и Республике Бурятия.
Особое внимание участники программы уделили постоянному профессиональному росту. Среди них — Никита Аникин, который в январе 2025 года был назначен директором Ростовского кремля. Ранее Аникин занимал должность заместителя генерального директора по развитию и внешним коммуникациям Музея современной истории России. По его словам, программа предоставила уникальные возможности для профессионального развития и создания горизонтальных связей, которые уже приносят плоды для культурных учреждений и регионов.
Завершающим событием обучения стал финальный модуль в «Сенеже», где участники представили свои дипломные проекты, включая первую в России Национальную премию для управленцев в сфере культуры. Премия будет вручаться тем, кто сделал значительный вклад в реализацию культурных проектов, и станет важным шагом в признании достижений управленцев в этой сфере.