Юрий Поляков презентовал новый сборник публицистики

В Российском православном университете (РПУ) Иоанна Богослова состоялась презентация двухтомного сборника избранной публицистики Юрия Полякова «Паруса несвободы» и «Куда ж нам плыть?», вышедшего в издательстве «Русский Мир» к 70-летию автора.

Юрий Поляков презентовал новый сборник публицистики
© Вечерняя Москва

Обсудить актуальные проблемы современной публицистики пришли друзья и единомышленники. Вечер открыл ректор РПУ Иоанна Богослова, философ, социолог и общественный деятель Александр Щепков. Он отметил, что рад презентовать в стенах возглавляемого им вуза публицистический сборник Полякова, «большого художника, никогда не менявшего своих взглядов» и последнего из могикан.

— Рождению жанра мы обязаны эпохе Ивана Грозного, — напомнил Щепков, — с тех пор она переживала разные времена, свои взлеты и падения. В годы горбачевской перестройки происходит расцвет советской публицистики, начинается идейная борьба между «Новым миром» и «Огоньком», колоссально растут тиражи толстых журналов и газет, а потом все это в одночасье рушится, и публицистика погружается в летаргический сон, оставив бодрствовать Лжедмитриев от истории и политологии, описывающих те или иные явления на потребу дня. А Поляков продолжал писать и оставался верен своим взглядам.

— Когда я возглавлял «Независимую газету», — вспоминал Виталий Третьяков, — коллеги из отдела культуры говорили: «Виталий Товиевич, ну кого вы слушаете!» Они прям эстетически чувствовали, что Поляков не их. Традиционно русская публицистика существовала на бумаге, в газетах и журналах. Сегодня это не рейтинг, главная национальная трибуна — телевидение. Часто ли мы видим там Полякова? Нет. И тем не менее его все знают, потому что он касается самых важных для народа тем, он не потерял с ним связь. И не боится называть вещи свои именами.

В конце своего выступления Виталий Третьяков пошутил, что его другу Юре давно пора поставить памятник, если не каменный, то хотя бы гипсовый (в честь романа «Гипсовый трубач»).

На вечере обсуждали зачастую болезненные вопросы культурного и национального приоритета, грани между публицистикой и пропагандой, «патриотов на зарплате».

— Как-то мы записали с Юрием Михайловичем цикл интервью. Редакторы были недовольны: «А вы зачем Полякова поставили? Он же не эксперт, а писатель!» — рассказал телеведущий Игорь Прокопенко.

Он добавил, что сегодня на телевидении независимой публицистики все еще боятся.

— Большое число экспертов в современных политических шоу, говоря по-платоновски (в стилистике писателя Андрея Платонова. — «ВМ»), — это заместители пролетариата. Они «озвучивают» интересы тех или иных групп влияния, выдают хлесткие фразы, — заметил Игорь Прокопенко.

Юрий Поляков рассказал, что сборник публицистических текстов за последние 40 лет отваживаются издать немногие писатели.

— Этот период включает советский строй, перестройку, ельцинское и путинское время, так что многие коллеги прозревали, как Будда под дубом, по пять раз.

У меня радикальных прозрений не было, если я ошибался, то в общем русле своих взглядов.

ДОСЬЕ

Юрий Михайлович Поляков родился 12 ноября 1954 года. Писатель, общественный деятель, публицист, драматург. Среди его произведений романы «Козленок в молоке», «Замыслил я побег...», «Грибной царь», «Гипсовый трубач», пьесы «Контрольный выстрел», «Халам-Бунду». Член Президентского совета по русскому языку, входит в попечительский совет Патриаршей премии, член Общественного совета МО РФ. Почетный деятель искусств города Москвы.