Вячеслав Спесивцев: «Мы пришли в этот мир, чтобы познать его»
Глядя на этого энергичного человека с лучезарной улыбкой, трудно поверить, что на днях ему исполнилось 82 года. Он увлечённо и интересно рассказывает, в каждом жесте видна молодая деятельная сила. На одной стене кабинета висит фотография, где наш гость запечатлён в обнимку с Гарсиа Маркесом, на остальных - бесчисленное количество портретов известных друзей. И нет сомнения, что их будет ещё больше. Ведь руководитель Московского молодёжного театра Вячеслав Спесивцев, как истинный творец, полон вдохновения и идей, которые ждут воплощения. - Вячеслав Семёнович, в работе вы зачастую используете нестандартный подход. Взять хотя бы спектакль «Моей памяти поезд»… - Эту постановку показывали в вагоне на Курском вокзале. Она посвящена трагическим событиям в Варшаве в 1905 году, когда произошла революция, там ведь в итоге всех зачинщиков повесили. Мы следовали от Каланчёвской до Львовской. Ехали туда - одно действие, обратно - другое. В вагоне сидели зрители, я руководил и говорил машинисту, с какой скоростью в какой момент нужно ехать. И вот медленно движется поезд, а за окном перед пассажирами предстают покойники. У людей волосы дыбом вставали. Я буквально это видел. - Как удалось организовать подобное? - Мой папа железнодорожник - работал на станции Перерва, поэтому меня все там знают. Я пришёл к начальнику депо. Давай, говорю, поставим спектакль. А он, к слову, большой любитель театра. Спрашивает: «Слушай, да как же ты вагон затащишь к себе на сцену?» Я объяснил, что всё будет происходить прямо в движущемся составе. А он: «Это потрясающе!» - Вы уже более 30 лет руководите Московским молодёжным театром, в который берёте и подростков, и совсем маленьких детей. Наверняка и в работе с юными артистами применяете оригинальные методы. - Однажды у меня раздался телефонный звонок - тогда ещё не было мобильников. Собеседник говорит: «Алло, я чрезвычайный и полномочный посол Китайской Народной Республики в России». Я ему: «Не надо меня разыгрывать, товарищ». А он отвечает: «Честное слово, не разыгрываю. Понимаете, я услышал, что вы играете прямо в классе «Вишнёвый сад». Хочу посмотреть, как это делаете». Вот мы и пошли вместе с ним в школу, и я говорю девятиклассникам: «Сегодня мы проходим произведение Чехова. Давайте превратимся в вишнёвый сад. Они удивляются: «Как?» Поднимаю руки и спрашиваю: «Что это?» Дети хором: «Дерево!» И вот уже все встают, поднимают руки - и перед нами сад. Я тем временем раздаю тексты, распределяю роли. А потом начинается вырубка (изображает руками, как ломаются ветви), и китайский посол наглядно видел, как всё происходит. Затем он нас пригласил в Пекин, где играли эту постановку для русскоязычной публики. - А как проходят репетиции в вашем театре? - Видите вон там такую штуку? Это переключатель. Поверните его (встаю, поворачиваю). Теперь откройте окно (распахивается рама, и открывается вид на сцену, где идёт репетиция). Вот так я постоянно могу следить за происходящим на сцене. Как-то у меня была японская делегация, и её руководитель сказал: «Вы утверждаете, что русские - самый талантливый народ. Докажите!» Тогда я продемонстрировал своё изобретение и ответил: «Руководители ваших театров, чтобы видеть репетицию, обставляют свои кабинеты множеством навороченных мониторов. И никто не догадался просто прорубить окно в стене». Он был потрясён! Японцы же вообще мыслят иначе. Когда пригласили в Токио, я предложил показать там постановку по Лескову «Левша». Однако мне объяснили, что их зрителю будет непонятен смысл подковки блохи, ведь в этом нет никакой финансовой выгоды. - Как я поняла, вы верующий человек. Так было всегда или каким-то образом пришли к этому? - Знаете, меня нельзя назвать воцерковлённым, и в храм хожу нечасто. Однако я поставил восемь спектаклей по Библии для детей. Последний называется «Крещение», и меня потрясло, что на нём присутствовали ребята шести-восьми лет, которых мама с папой привели, и аплодировали, кричали «Браво!». А сейчас задача - сделать постановку, где основным посылом будет «Возлюби ближнего своего». При этом неважно, какую религию исповедует человек. Чтобы не было места вражде. Ведь все мы едины, в каждом есть духовное начало. Помните, как сказал наш гений Достоевский: «Красота спасёт мир»? Не сила и не мордобой, а красота, которая есть гармония, в гармонии - Бог. - Я так понимаю, ваша цель - воспитать личность посредством творчества. Как это происходит? - Мы пришли в этот мир, чтобы познать его. А постичь можно тремя способами. Первый - наука, потом религия, философия и третий - через художественный образ: фантазию и искусство. К примеру, ребёнок пяти-шести лет из моей младшей студии играет гнома. Вы зря так улыбаетесь - тут, скажу я вам, Станиславский отдыхает. Дело в том, что гномы возвращаются домой и видят: какая-то девица слопала их кашу и лежит на одной из кроватей. Да кто она вообще такая и зачем нужен этот лишний рот?! Конечно, Белоснежка просыпается и рассказывает о своих злоключениях, но всё равно ребёнку трудно понять, как можно добровольно поделиться жильём, едой и отказаться от собственной кроватки. Но он начинает исполнять роль, и происходит воспитательный момент. - Знаю, что работали даже с осуждёнными подростками - руководили проектом «Амнистия души». - Я тогда позвонил Кобзону и сказал: «Дети совершили преступление, давай им поможем». Он удивился: «Слушай, Слав, ты совсем? Как мы это сделаем? Вытаскивать их из мест заключения что ли будем?» Отвечаю: «Поедем в колонию, выберем тех, кто лучше поёт, танцует или фокусы показывает, и потом лауреаты будут у меня на сцене выступать». Приехали. Стоим с ним. Одна девочка-красавица лет 15 такую пронзительную песню поёт. Кобзон мне: «Какой голосище у неё! А за что сидит-то?» Оказалось, маму убила. И песня была как раз об этом. И тогда Кобзон говорит: «Ничего себе! Слушай, Слава, я готов участвовать в проекте». Дело в том, что воспитание - самая дерзкая, самая сложная история из существующих. Порой человека нужно полностью переформатировать во что-то новое. Сказал же Христос: исправлять нужно тех, кто испорчен, а не тех, кто и так хорош. Помните прекрасный фильм «Генералы песчаных карьеров»? Там банда из детей 13-16 лет, которые убивают, насилуют, грабят. И тут один из персонажей, ему 15, попадает в семью. Дама, приютившая его, думает, что в хорошем доме парень станет другим. И вот утром она ищет его. Смотрит на улицу, а мальчишка сидит у мусорного бака, берёт оттуда что-то нехорошее и с удовольствием ест. Женщина спрашивает: «Зачем это делаешь? У нас ведь всего полно». А он не может иначе. Потому что ох как сложно переделать того, кто привык есть отбросы, но всё-таки возможно. Моя же задача состоит в том, чтобы человек пошёл не в подворотню, а ко мне в студию. Ведь если каждый возьмёт за руку рядом сидящего, стоящего, а те - ещё 10 человек, тогда мы совершим то, ради чего Господь послал нас на эту землю. Визитная карточка Вячеслав Семёнович Спесивцев - театральный актёр, режиссёр, педагог. Народный артист Российской Федерации. Родился 6 февраля 1943 года в Москве. Окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства и актёрский факультет Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина. С 1966-го работал в Московском театре на Таганке, был художественным руководителем Театра-студии киноактёра, организатором и художественным руководителем Театра-студии на Красной Пресне. В 1988-1992 годах являлся членом правления киноконцерна «Мосфильм». В 1987-м создал Московский молодёжный театр, при котором обучают актёрскому мастерству, сценическому движению, хореографии, акробатике. Попасть туда может любой ребёнок от шести до 18 лет. В театре регулярно проводятся представления для детей погибших сотрудников органов внутренних дел.