"Пигмалион" в Петербурге: остроумная комедия и вечные вопросы бытия

В Петербурге выпустили премьеру спектакля "Пигмалион", постановку осуществил заслуженный артист России, актер и режиссер Театра имени Андрея Миронова Евгений Баранов. Сценическую версию всемирно известной пьесы Шоу (1912, литературная классика ХХ века) сделал драматург из Екатеринбурга Олег Богаев, уже сотрудничавший с этим театром.

"Пигмалион" в Петербурге: остроумная комедия и вечные вопросы бытия
© Российская Газета

Итак, Элиза Дулиттл, девчонка с улицы, из "канав", и лондонский профессор фонетики Хиггинс. Она продает "фиялки на углу". Вульгарна, груба. Хочет стать настоящей цветочницей - работать в магазине. Приходит к профессору брать уроки. Он обучит ее хорошим манерам - правильно говорить, есть, двигаться, вести светские беседы. Эксперимент "ради науки". При этом заключит с другом пари: "Через три месяца выдам ее за баронессу на любом приеме".

Шоу писал, что пьеса "представляет собой историю о бедной девушке, которая повстречалась у врат церкви с джентльменом и, подобно Золушке, была превращена им в прекрасную леди".

Каким будет финал? Что ждет Элизу? Выйдет замуж за влюбленного в нее Фредди? А, может, за самого Хиггинса? Станет настоящей баронессой? Или вернется на улицу? "Я придумал свой финал", - признался накануне премьеры режиссер.

Роль Элизы играют в очередь две актрисы этой труппы - Любовь Виролайнен и Ангелина Столярова. В роли Генри Хиггинса - заслуженный артист России Михаил Разумовский (служит в Театре "На Литейном", но и мироновский театр для него не чужой - уже более 20 лет).

В создании спектакля участвовали художник Николай Слободяник (сценография и декорации). Автор костюмов - художник Татьяна Ногинова. Художественный свет выставлял Евгений Ганзбург. Балетмейстер - Сергей Грицай.

"Это не сказка про Золушку"

"Пигмалион" в Театре имени Андрея Миронова - не сказка про Золушку. Режиссера волновало другое…Что? Об этом он рассказал "РГ".

Вы не перенесли действие "Пигмалиона" в наши дни, не переодели героев в современные костюмы, и нет здесь петербургского колорита. Действие происходит в Лондоне. Следовали сценической версии пьесы?

Евгений Баранов: Инсценировку написал по просьбе театра драматург Олег Богаев.

Нужна была адаптация пьесы, потому что когда мы взяли ее, оказалось, что она очень многословна. И публика сегодня уже не та…Все бегут, торопятся, у всех постоянно гаджеты в руках, сознание клиповое, голову забивает поток информации - по большей части пустой. По своим студентам знаю, что сложносочиненные предложения они не всегда понимают, теряются, просят повторить, что им сказали.

Поэтому я решил сделать Элизу сегодняшней девчонкой, с жаргоном наших дней - естественно, не перегибая палку.

Вы придумали другой финал?

Евгений Баранов: Финал Богаева показался мне неопределенным. Олег Богаев сделал прекрасную инсценировку, сохранил все "тело" пьесы. И будет вечная, неразрывная связь с Хиггинсом, их будет тянуть друг к другу. Но меня этот контекст вообще не волновал. Мне важнее другие вещи. Что мы переживаем сегодня? Очередное переформатирование. Слово умирает, оно нас не интересует, образование превращается в услугу по созданию потребителя…Мы ушли в "цифру", все там. В "Пигмалионе" как раз об этом: как из объекта был создан субъект (Элиза) - в результате игры, довольно безответственной.

Мне хотелось создать атмосферу, где люди умеют вести беседу. Умную беседу. Я и актерам постоянно повторяю: "Думайте на сцене, думайте!" Сесть на эмоцию - не проблема. Все наэлектризованы. А вот содержательности, умения высказаться через умную мысль - этого нет. Сегодня люди не слышат друг друга, кричат, истерично визжат - посмотрите телешоу.

Да, это комедия, но за ней спрятано нечто большее: человеческие чувства. В любом человеке, даже мнящем себя некой величиной, в один прекрасный момент просыпается сердце, и он задает себе вопросы: а так ли я жил и способен ли изменить свое миропонимание и отношение к ближнему? Это лежало в основе моей работы.

"Я - за открытый финал"

Элиза Дулиттл - роль-мечта, подарок для актрисы? Какие чувства испытали, получив приглашение? Не было страшно?..

Любовь Виролайнен: Это была действительно моя мечта, со студенчества. Как только я прочитала Бернарда Шоу, сразу же влюбилась в Элизу. Когда меня пригласили на кастинг, это были и радость, и страх одновременно. Я очень волновалась. И безумно благодарна театру и судьбе за такой шанс.

Что говорил режиссер на репетициях об этой роли?

Любовь Виролайнен: Мы долго искали этого персонажа. Уже многие актрисы играли Элизу. Мы не хотели делать банальное превращение "Золушки", старались искать глубину и внутренние изменения. Искали язык речи, ведь, по сути, девушка с улицы, говорит только матом, но это не сценично. Искали разные словечки, чтобы они выражали эмоцию так же ярко, как мат.

Вам какой финал хотелось бы сыграть? Элиза выходит замуж за…

Любовь Виролайнен: Мне очень нравится открытый финал. Я не люблю хэппи - энды, из них человек ничего не почерпнет. А когда открытый финал, зритель начинает фантазировать, что же случилось с героями. Элиза и Хиггинс - две личности, которые стоят на своем, но при этом их тянет к друг другу, и каждый ждет шага от другого, но это не случается. Это же так интересно - докопаться, в чем причина. Очень многие пары не слышат друг друга, и эта глухота к другому делает их несчастными.

Хотели бы показать свою работу бабушке? (Люба - внучка заслуженной артистки России Любови Виролайнен. Зрители знают ее по советским фильмам "Любить человека", "Дорога домой", "Расколотое небо". - Прим. "РГ").

Любовь Виролайнен: Бабушка - мой любимый зритель. Она приходила на показ "для пап и мам". Ей очень понравился спектакль, и она оценила мою работу. Сказала, что видела, сколько сил я вложила. Для меня это очень ценно и важно.

Николай Смирнов (исполнитель роли отца Элизы) пошутил: "Люба - заслуженная дочка Николая Смирнова! Мы уже раз пять играли папу и дочку".

Любовь Виролайнен: Да! Это были "Маленький семейный бизнес", "Хочу сниматься в кино" в театре Акимова. А в театре Миронова - "Луна над Буффало" и "Пигмалион". Наш дуэт уже проверен временем. Николай Николаевич всегда подсказывает мне верные направления, подходы. Очень комфортно с ним работать, и я за многое ему благодарна.

"Подожди, Генри Хиггинс!.."

Татьяна Захарова (миссис Эйнсфорд Хилл, гостья миссис Хиггинс):

"Когда-то я мечтала о роли Элизы Дулиттл. На экзамене по вокалу в ЛГИТМиКе пела песенку Элизы из мюзикла Лоу:

Подожди, мистер Хиггинс, дай мне срок,Ты меня еще припомнишь, голубок,Разоришься, мой хороший, я не дам тебе ни гроша,Подожди, Генри Хиггинс, дай мне срок.

А потом в самостоятельной работе я показывала сцену с тапками (когда Элиза и Хиггинс выясняют отношения).

Конечно, я не ожидала, что когда-нибудь мне предложат поучаствовать в "Пигмалионе", предстать совсем не в моем амплуа. Меня знают по киноролям как ползающую по грядкам или доящую корову, бабушку, которая ругается с соседкой, или работницу сельсовета, мать бандита, а тут вдруг светская дама, которая воюет за сохранение английской речи, пытается воспитать детей в старых традициях, классических. Но у нее ничего не получилось… Роль хорошая, комедийная, как говорит режиссер - "комическая старуха". Мне нравится работать в этом спектакле. Хотя и непривычно ходить в платье со шлейфом (на грядках шлейфов не бывает)".

Кстати

Роль миссис Хиггинс, матери профессора, играет в спектакле актриса Анна Твеленёва. Звезда советского кино, зрители старшего поколения помнят ее по фильмам "Я буду ждать…", "Идеальный муж" (леди Гертруда Чилтерн), "Жизнь Берлиоза", "Криминальный талант" и по работе в Театре имени Ленсовета.

Справка "РГ"

Евгений Баранов в 1978 году окончил Ленинградский государственный Институт театра, музыки и кинематографии, курс Игоря Владимирова. С 1978 по 1995 годы - актер Театра имени Ленсовета. С 1995 по 2001 год служил в театре Комедии имени Н. П. Акимова.

Снимался в фильмах "Сад", "Агент национальной безопасности", "Великолепная пятерка", "Шеф", "Великая", "Гупешка", "Любовь Советского Союза" и других.

С 2001 года - артист контрактной труппы Санкт-Петербургского театра "Русская антреприза" имени Андрея Миронова. В качестве режиссера выпустил там спектакли "Нахлебник", "Грабеж", "Обыкновенная история" и другие.