Как чиновники в Саратовской области увеличили себе надбавки до 400 процентов
У здания администрации города Балаково в Саратовской области прошел одиночный пикет против повышения окладов чиновников и дополнительных надбавок до 400 процентов к основной сумме. Его организовала активистка Надежда Познякова, которую возмутило, что при новом главе региона (Сергей Барулин — прим. «ВМ») «чиновники получают огромные зарплаты». Тогда как простым жителям приходится передавать часть своих накоплений на нужды участникам СВО. Подробнее о том, что произошло в Саратовской области и возможны ли надбавки к зарплате в размере 400 процентов, разбиралась «Вечерняя Москва».
На плакате митингующей активистки было написано: «Балаковцы помогают бойцам СВО, а депутаты — чиновникам Барулина надбавками до 400 процентов? Ни стыда, ни совести?!». При этом женщина отметила, что сама борется с онкологией, но не может позволить себе просить деньги, «в отличие от городских чиновников».
Что произошло
История с «неприлично высокими зарплатами» в Саратовской области началась еще в 2024 году, когда чиновники подали прошение о надбавках. Депутаты Собрания Балаковского района 24 декабря 2024 года одобрили его, а в пояснительной записке отметили, что с 1 января 2025 года оклады чиновников вырастут на 16,6 процента. При этом документ был подписан буквально за две недели (13 декабря поступили документы, а 24-го они были подписаны).
Стоит отметить, что антикоррупционное и экономическое заключение, а также КПС предоставлены не были. Но особого внимания стоит второй пункт документа, в котором говорилось, что меняется и размер ежемесячных надбавок «в зависимости от уровня сложности и степени ответственности задач, а также конкретного вклада отдельного работника в процессе их достижения». Проще говоря — размеры доплат чиновникам увеличены «за особые условия муниципальной службы».
Подписанный документ позволил главам района выдавать премии сотрудникам от 190 до 400 процентов, хотя окладная часть уже была увеличена больше чем на 16 процентов. При этом особенно высокие зарплаты распределяются между теми, кто приближен к новому главе региона. Основания для этого разные: большой стаж, высокий чин, секретность.
«Газпром» планирует сократить штат вдвое: что известно о массовых увольнениях, причины и последствия
Раньше чиновники, конечно, также получали премиальные, но они были куда скромнее, нежели сейчас. Уже в первый месяц максимальную надбавку получил заместитель экономики Александр Балуков, чья зарплата пересекла порог в 300 тысяч рублей. Также максимальные доплаты получили исполняющий обязанности зама по муниципальному контролю Константин Кутумов, зам по социальным вопросам Екатерина Солдатова, заместитель по ЖКХ Павел Канатов. А исполняющая обязанности руководителя аппарата Юлия Игумнова с конца прошлого года, как и начальник отдела по СМИ Николай Палаев, дополнительно стали заместителями руководителя аппарата с окладами (19 986), при этом Игумнова за январь получила 300 процентов (что больше чем зарплаты некоторых глав).
Такое повышение, по мнению главы региона, «должно стимулировать сотрудников лучше работать»:
— Несколько лет чиновникам не поднимали зарплату, она была ниже, чем в других районах, поэтому была проведена индексация. Все обоснования этого проверяли прокуратура, Контрольно-счетная палата, правовой отдел. Повышение предусмотрено за особые условия, но это не значит, что заместитель или руководитель получит именно 400 процентов. Такой процент — это стимул хорошо работать, чтобы проявить себя. Фактически повышение составило примерно 20–24 тысячи рублей у заместителей.
При этом два заключения: правовое и антикоррупционное (что «по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы коррупционные факторы не выявлены») выдала сама сотрудница администрации Виктория Данилова. А комиссия, которая определяет размер премиальных, состоит из тех людей, кто эти выплаты и получает: Балуков, Игумнова и та же Данилова.
Рядовых же сотрудников лишают премий и даже 13-й зарплаты якобы по причине того, что необходимо оказывать поддержку бойцам на СВО, что очень возмущает общественность.
Важно подключить прокуратуру
По словам адвоката, члена общественной палаты Москвы Дмитрия Краснова, с формальной точки зрения все процедуры были выполнены корректно и законно. Ведь на местах судебной, исполнительной и законодательной власти всегда находятся люди, которые друг к другу приближены, особенно в регионах, поэтому принятые депутатами решения по повышению окладов и надбавок для чиновников не противоречат законодательству:
— Нигде в этих решениях не указано, что эти денежные средства будут поступать руководству района и именно в том максимальном размере, который предполагается документом. Более того, там отмечается, что все эти увеличения и надбавки будут связаны с эффективностью работы администрации и выдающимися заслугами.
Однако загвоздка в том, что вышестоящие депутаты, подписывая документ, не поинтересовались, за какие заслуги, кому и с какой регулярностью предлагается повысить оклад и премиальные чиновников. Их дело — лишь контроль за возможными надбавками, в рамках которых приняты изменения местных бюджетов. Поэтому здесь важно подключить прокуратуру как надзирающий орган, чтобы проверить решения местной думы на предмет возможной коррупции, отметил адвокат.
— Тогда станет ясно, на каком основании отдельные лица получили надбавки в 200–400 процентов, а другие сотрудники их не получили. Если будет выявлено, что эти действия были направлены на улучшение личного благосостояния чиновников и никак не связаны с эффективностью работы администрации, тогда это решение может быть отменено через суд после обжалования. А лица, которые будут считаться участниками коррупционных действий, будут привлечены к административной и уголовной ответственности, в зависимости от степени их вины, — пояснил Краснов.
Однако, по мнению эксперта, чиновники могут претендовать на достойную оплату труда, потому что за оклад, который не превышает 20 тысяч рублей, даже в регионе никто работать не будет.
— В рамках общей государственной политики вполне нормально требовать повышения зарплаты, — считает адвокат. — Но эти действия не сокрыты от общественности, что будет воспринято людьми как попытка улучшить благосостояние чиновников и дестабилизирует местное самоуправление в их глазах.
Поэтому в таких случаях всегда требуется объективная оценка: соответствуют ли зарплата и премиальная ее часть занимаемой должности и обязанностям, которые выполняет сотрудник, заметил юрист.
— Ключевой момент заключается именно в том, что сотрудника должны премировать за выполнение поставленных задач и конкретного вклада сотрудника в их достижения. То есть нельзя просто взять и премировать какого-либо сотрудника администрации безосновательно. Здесь должно быть отмечено достижение конкретных задач чиновника по результату местных программ, — заключил Краснов.
Что можно предпринять
По мнению эксперта, ситуацию в Саратовской области можно разрешить следующими путями:
Вышестоящая Дума (областная) может запросить материалы, которые утверждали депутаты местного собрания, и затем вынести постановление прокуратуре, чтобы она разобралась в наличии или отсутствии коррупционной составляющей в подзаконном акте, регулирующем повышение зарплат сотрудников.На волне информационного шума прокуратура может также организовать проверку, насколько соответствуют занимаемым должностям органы исполнительной власти. А отсюда уже местные избиратели могут потребовать пересмотр принятого решения.
Ранее врио главы Курской области Александр Хинштейн заявил, что чиновникам в регионе, которые «чувствуют за собой какие-то грехи», лучше сразу «покаяться на берегу». Однако позже он рассказал, что ни один чиновник пока что этого не сделал.