В Госдуме проработают вопрос строительства крематориев с привлечением бизнеса
Законопроект о строительстве крематориев через механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) должен быть доработан. После этого он может быть повторно рассмотрен органами власти и внесен в Госдуму.
Законопроект, предполагающий использование механизма ГЧП при возведении крематориев и внесение поправок об этом в закон о ГЧП, был подготовлен осенью 2024 года заместителем председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светланой Разворотневой.
Многие крупные города России испытывают серьезный дефицит мест захоронения, восполнить который могла бы кремация усопших, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. При этом Россия находится на последнем месте в мире по обеспеченности населения крематориями. Они есть лишь в 27 городах, то есть один крематорий приходится на 5 млн человек.
В Японии, для примера, функционирует один крематорий на каждые 79 тыс. жителей, а кремируют, практически всех покойных (в России, по данным Ассоциации крематориев России, всего 15%). При этом в городах, где есть крематории, процент кремации превышает 40% от числа умерших, и показатель растет в среднем на 1,5% каждый год. В городах, где крематории работают давно - в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге - на кремацию приходится около 70% похорон. В Новосибирске, где крематории работают 10-15 лет, - около половины. Особенно востребованы крематории в северных регионах - так, в Норильске, где крематорий появился 18 лет назад, этот вид похорон составляет 88%.
При этом нормы по размещению крематориев в России устарели и порой кардинально отличаются от зарубежных стандартов, отмечает автор законопроекта. По закону о погребении и похоронном деле 1996 года, их возведение является исключительным полномочием региональных и местных властей, привлечение частного бизнеса невозможно. При этом в местных бюджетах нет средств на строительство этих зданиях. Законопроектом предлагается дать правовую возможность муниципалитетам заключать концессионные соглашения на строительство крематориев и стен скорби.
Минстрой концептуально поддержал законопроект, отметив, однако, что его нужно доработать. Так, законопроектом предлагалось дополнить перечень объектов, которые можно строить через ГЧП, формулировкой "объекты бытового назначения, в том числе крематории". Неясно, отметили в Минстрое, могут ли "объекты бытового назначения" включать и какие-либо другие, помимо крематориев. Кроме того, добавили в ведомстве, принятие этих поправок повлечет необходимость изменения закона о погребении в части санитарных и экологических требований к размещению крематориев и стен скорби, а также перечня субъектов, которые могут заниматься организацией похоронного дела.
Правовое управление Госдумы отметило, что по закону о ГЧП объектом соглашения не может быть имущество, которое должно принадлежать исключительно к государственной или муниципальной собственности, между тем, по закону о погребении места погребения не могут находиться в частной собственности.
"Отзывы - вполне рабочие, законопроект можно дорабатывать", - прокомментировала эти ответы автор законопроекта Светлана Разворотнева. После переделки законопроекта с учетом высказанных замечаний он может быть внесен в Госдуму.
В Минстрое сообщили, что по итогам доработки документа законопроект может быть рассмотрен министерством в рамках регламентных процедур.
Между тем, уже много лет обсуждается необходимость принятия нового закона о похоронном деле вместо прежнего, принятого почти 30 лет назад и очень устаревшего. Было уже несколько версий нового закона (автор одного из вариантов - Светлана Разворотнева), однако до принятия их пока не доходило.
В законопроекте, который разработал в 2014 году Минстрой, также предполагалась возможность создания частных крематориев и колумбариев, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства.