Политолог об искусстве эпохи СВО: «Реально цепляет за душу»

«Человек, прошедший горнило конфликта, причем будь то чисто военный, или военкор, или даже гражданский, оказавшийся в эпицентре боев – в какой-то момент начинает смотреть на мир другими глазами. Когда посмотрел смерти в глаза, понял ее уязвимость, а значит и великую ценность, осознал, что твое выживание зависит от помощи товарища. Это самоощущение свойственно, видимо, всем, кто побывал на войне – наиболее близок в народной памяти к нам конечно же образ Великой Отечественной. Война породила целый ряд выдающихся поэтов и писателей, раскрыла талант уже существующих. Строки «Ты помнишь Алеша, дороги Смоленщины…» Константина Симонова стали моральным кредо целого поколения, задали высочайшую этическую планку. Великая Отечественная создала целые жанры в искусстве, в кинотворчестве, в поэзии, прозе, изобразительном искусстве. И вот в случае с СВО мы воочию наблюдаем аналогичную картину – формируется живое сообщество поэтов, режиссеров, художников, которые смотрят на глобальное по своей сути противостояние на полях и терриконах Новороссии глазами современного поколения. Помнится, еще в прошлом году ходил на фестиваль творчества военкоров и стало открытием, скольким талантливым и психологически глубоким поэтам и писателям позволил раскрыться опыт участия в СВО. Одним из произведений, которые поразили своей глубиной и проработкой персонажей стал конечно же фильм Максима Фадеева и Сергея Белоуса «У края бездны. Битва за Мариуполь глазами очевидца», посвященный боевому пути батальона «Сомали» и его бойцов. Или вот буквально недавно была премьера спектакля «Сестры» в Национальном центре «Россия» – пронзительные истории жен, сестер и матерей участников СВО, рассказанные фронтовым документалистом Олесей Шигиной. Постановка реально цепляет за душу, всем рекомендую посмотреть. Еще один знаковый во многом спектакль – «Просто жить» по пьесе Яны Ореховой. Следует отметить, что спектакль создан в рамках профильной арт-мастерской форума «Таврида» и поддержан в рамках Президентского фонда культурных инициатив. Сценарист затрагивает важнейшую и острейшую тему ресоциализации бойцов, возвращающихся с фронта. Просто напомню, что и после Великой Отечественной было немало проблем, связанных с возвращением в мирную жизнь. Есть такой замечательный советский фильм «Чистое небо» с Евгением Урбанским, в котором как раз-таки ярко показаны все эти проблемы (с поправкой на эпоху и политический контекст конечно). Возникло и уникальное сообщество поэтов, многие из которых прошли (а некоторые до сих пор продолжают работать) в зоне СВО как военкоры. Это и Дмитрий Артис, и Анна Долгарева и Дмитрий Мурзин, и Анна Ревякина, и известнейший военкор Семен Пегов. Всем рекомендую сборник «ПоэZия русского лета», в котором опубликованы очень емкие, точные и берущие за душу стихи военкоров с СВО. Следует отметить, что то, что описано выше – это только то, что на слуху, что я читал и куда ходил лично. А ведь помимо этого каждую неделю проходят многочисленные региональные выставки, авторы публикуются у себя в телеграм-каналах, с огромной совокупной аудиторией – а значит их творчество востребовано людьми, интересно гражданам России. Это, пожалуй, самый важный результат переформатирования культурного поля России. В стране сложилась полноценная творческая среда, которая рефлексирует и творчески описывает свершения наших бойцов на фронте и позитивные перемены, происходящие с нашим обществом в тылу. Важно понимать, что без этих поэтов, режиссеров и художников мы не одержим победу в противостоянии с глобалистскими западными нарративами. Должен быть каркас, творческий «скелет», который будет поддерживать наше общество и давать ему смыслы, идеи, векторы развития. Давать как бы национально-ориентированную, патриотическую «оптику» для оценки событий, ситуаций, людей и их мотивов. Творчество эпохи СВО как раз-таки и создало такой пласт художников – важно сохранить их наследие, поддержать новых поэтов, режиссеров и продюсеров.» Фото: пресс-служба Министерства обороны Российской Федерации / mil.ru

Политолог об искусстве эпохи СВО: «Реально цепляет за душу»
© РИА "ФедералПресс"