Возвращаемся к публикации о ситуации в деревне Беницы Калужской области

29 января "Российская газета" опубликовала материал Юрия Снегирева о конфликте вокруг дороги на территории деревни Беницы. Одна из сторон этого конфликта, Екатерина Грачева, обратилась в редакцию: она не согласна с публикацией. Мы предложили Екатерине высказать свою позицию в "Письме в редакцию". Публикуем без правки и сокращений материал, предоставленный Екатериной Грачевой.

Возвращаемся к публикации о ситуации в деревне Беницы Калужской области
© Российская Газета

"Потерянная дорога нашлась

Суд нашел, где прячется потерянная дорога в Калужской деревне, и, оказалось, что "захватила" ее не телеведущая Екатерина Грачева. Мы решили встретиться с журналистом и изучить документы... А главное - выяснили, кто может быть конечным бенефициаром "земельной войны" на берегу Протвы.

"Мой прадед был зажиточным фермером, ему принадлежали сотни гектаров в нынешнем Красногорске. А еще - его бригада краснодеревщиков делала интерьер Елисеевского гастронома. Только соседи за него не радовались и в 30-е они написали донос. Прадеда раскулачили. Пару лет назад мне в руки попал этот документ. Он не сильно отличается от тех, что пишут на меня сегодня деревенские. Мы можем изобрести еще 100 вакцин от коронавируса, но никогда не победим "вирус зависти".

Екатерина имеет в виду обвинения в том, что она "захватила" у односельчан дорогу. "Давайте сразу определимся с терминами. Сельчане - это те, кто в селе прописан. Мои соседи - обычные московские дачники. Они платят подоходный налог в Москве и ни за что не променяют собянинские надбавки на калужскую прописку. Их любовь к предкам тоже вызывает вопросы. Я скупаю у них старинные наличники, которые те бросают в топку".

Журналист приобрела в аренду и собственность 30 гектаров земли на живописном берегу реки Протва Боровского района. То, что они использовали как свалку, Екатерина превратила в местные Воробьевы горы. Сначала в планах было лишь построить дачу, но в пандемию журналист уловила "нерв времени". Теперь телеведущая замахнулась строить отель под патронатом Минтуризма Калужской области и подает на госсубсидию. "Я мечтаю не просто об отеле, а о настоящем арт-пространстве с площадкой для современного искусства, фестивалей, гастрономическим рестораном. Наш турист самый взыскательный в мире, ему глэмпинг не подходит".

Бывших не бывает...

"Я в этих местах с 5 лет, когда с телевидением меня связывало только то, что я смотрела программу "Спокойной ночи, малыши!" - Екатерину искренне возмущает, что земельный актив, который она собирала 20 лет, приписывают связям. "Медийная личность?! Ни один уважающий журналист так сам себя не назовет. За спиной меня могут по-всякому называть, но я не обращаю внимания. Постоянно ходят вдоль забора и снимают что-то на телефон. Поверьте, если бы был какой-то компромат на меня, Вы бы о нем уже знали".

Екатерина показывает фото того, как выглядели дороги до ее приезда в деревню. "Стоило мне появиться - первый запрос от местных был: "Организуй нам асфальт!". Я поехала на прием к губернатору Артамонову и асфальт организовала. Дальше - больше. Моей строительной технике стали перекрывать дороги. Пришлось построить себе вот этот проезд и перенести целую электролинию. В итоге все, что было отложено на дом, я закатала в дороги".

Когда в 2023-м Грачева взяла в аренду участок вдоль берега, к нему предстояло построить подъезд на крутом спуске в 40 градусов. Местные лишь посмеивались: "Пустая трата денег! Все смоет" Не смыло. Дорога выглядит образцово-показательной, как будто ждали приезда репортеров. Муниципальная улица в корке льда, а тут, как в Швейцарии. Ремонтирует и чистит дорогу Грачева тоже за свой счет.

"А Вы знаете, в чем цинизм? - спрашивает нас коллега. - Самое большое количество жалоб в прокуратуру местные пишут именно на мои дороги. Что я строю без проектной документации. Хотя вопрос надо ставить иначе: почему дороги, в принципе, строит частное лицо?".

В устной беседе жители жалуются на фракцию щебня. Слишком крупный. Екатерина на это вспоминает Собянина: "Только переехав в деревню, начала понимать нашего мэра. Правильно, что он за одну ночь весь город перекопал. Стал бы спрашивать мнение жителей, какую ему плитку класть, Остоженка и Патрики схлестнулись бы в кровавом побоище. Дороги - это инженерные сооружения. Спрашивать надо только у инженеров". Позиция у Екатерины простая: "Хочешь решать, какой будет щебень, - скидывайся!"

На сегодняшний день вложения в земли общего пользования деревни Беницы превысили 20 млн рублей, а всего на проект Dacha GRACH потрачено 50 млн. "Мои друзья шутят: может, в нашей деревне участок купишь?"

Так где же дорога?

"Люди быстро вошли во вкус и захотели, чтобы я часть своего участка отдала под дорогу. Но он в залоге у банка. Проверен вдоль и поперек на предмет сервитутов. Дорог тут никогда не было". "А как же тут ездили раньше?" - интересуемся мы. "Злоупотребляли правом. Дорога - это не там, где накатано. Дорога - это там, где зарегистрировано в Росреестре. Я 20 лет плачу аренду, участок не огорожен. Ездят в основном квадроциклы, т.к. тут образовалась стихийная переправа вброд". "А как быть пожарной технике и скорой?" - "Вот тут мы подходим к самому интересному. Судья тоже заинтересовалась этим вопросом и привлекла земельного эксперта. Оказалось, моя соседка Григорян Е.А. захватила гектар земель общего пользования и лесфонда, незаконно поставила строение. Теперь здание Григорян Е.А. придется снести, а на захваченном участке администрация организует разворот".

Выяснилось, что и камеры на каждом шагу появились в деревне не случайно. За два года ущерб журналистке от противоправных действий жителей превысил полтора миллиона рублей. Пилили деревья из питомника, ломали мебель, перерезали в земле кабель. Только чудом кого-то не убило. Екатерина показывает нам видео того, как на ее участке активисты устроили "субботник": "Это не бабушки, а старики-разбойники!"

"Два мира - два шапиро"

То, что шум вокруг ее фамилии поднялся именно сейчас, Грачева считает неслучайным и открыто называет "бенефициаров" земельной войны: "Администрация Боровского района. Она пообещала мой участок другим людям. Те в своем воображении нарисовали уже имение, а тут я перевожу землю в рекреацию. Облом".

Екатерина открывает "Госуслуги" и показывает, сколько внеплановых прокурорских проверок прошло по ней за 2 года. 18 штук. "Когда ко мне приехали археологи в поисках Селища XI века, я уже смеялась в голос. Раскопки были еще в 70-е, а экспонаты находятся в Историческом музее. Ну, чем не сюжет "12 стульев"?!

Для того, чтобы приструнить местные власти, журналистка в шутку создала Telegram-канал "Беницы-24". "Канал деревенского значения для решения проблем мирового масштаба". "Но вы не представляете, сколько обращений мне посыпалось в личку уже в первые сутки. Все жаловались на беспредел местных чиновников".

Калужскую область и Боровский район Екатерина описывает так: "Два мира - два шапиро. Продвинутый губернатор, сильная команда в минтуризме, но тут в каких-то 70 км от МКАД полнейший мрак. Я на приеме у местного главы рассказываю про какие-то исторические тропы, рекреацию, а он лишь усмехается. Район сидит на игле налоговых отчислений технопарка "Ворсино". Им мои тропы - тьфу. Никакой им тут туризм не нужен. Господствует земельная анархия. Против района возбуждено уголовное дело о выводе лесов из запаса с ущербом государству на 250 млн рублей. За последние два месяца администрация в суде проиграла 162 земельных иска. Я задаю на приеме вопрос Калиничеву: "Поясните, Николай Александрович, а что у Вас происходит с земельным отделом?" - "Понимаете ли, Екатерина, мы открыли "окошко возможностей" для того, чтобы бабушки могли оформить себе огороды, а пришли коммерсы и стали писать заявления на эти участки. Вот на чьей стороне я, по-вашему, должен быть: бабушек или коммерсов?" - "На стороне закона!" - не выдерживаю я. "Что это еще за "окошко возможностей" и какие "бабушки"? Мне кажется, в данном случае уместен только один термин - "землепользователь". Коммерсант тоже может быть дедушкой, иметь 7 внуков, из которых один инвалид".

Екатерина Грачева уже направила обращение губернатору Шапше В.В. с просьбой поставить ребром кадровый вопрос в Боровском районе: "Никакие нацпроекты не заработают, если на местах сидят люди, которые тормозят весь регион. А душить проекты руками жителей - прием известный".

Письма читателей

В редакцию также поступили письма от жителей деревни Беницы Калужской области. У них - своя точка зрения. Вот, в частности, что нам пишут...

"...искренне благодарю за прекрасную, профессиональную работу: беспристрастное, честное и душевное изложение сложившейся ситуации..." (Д. Крайнов.)

"...хочу поблагодарить Вашу газету за статью о нашей деревне, за смелость и правдивость..." (Т. Уланова.)

"...разрешите от всей души выразить вам благодарность и признательность за вашу добросовестную работу, честность, отзывчивость и человечность..." (Е. Крайнова.)

"...хочу выразить огромную благодарность за публикацию о проблеме, которая сложилась в нашей деревне Беницы в Боровском районе Калужской области..." (Е. Григорян.)

"...хочется от всей души выразить благодарность за ваш профессионализм, вежливое, доброе и просто человеческое отношение к жителям д. Беницы Боровского района в освещении проблем с захватом деревенской дороги..." (С. Павлушкин.)

"...огромное вам человеческое спасибо за то, что услышали нас, спасибо за внимание к простым людям..." (В. Гаврилова.)

"...выражаю благодарность за оперативную информационную поддержку простых жителей деревни Беницы, которые оказались в непростой ситуации..." (В. Балабанов.)

"... "Российская газета" стала ближе нам и роднее после публикации статьи о нашей беде в деревне Беницы..." (Л. Степанова.)

От редакции. Надеемся, что местные власти и правоохранительные органы смогут поставить точку в этой затянувшейся конфликтной ситуации.