15 721 час в небе: какой вклад в развитие российской и самарской авиации внес летчик Алексей Калинин
9 февраля 1923-го было принято постановление Совета Труда и Обороны СССР "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации", которое законодательно закрепило создание новой отрасли народного хозяйства - гражданской авиации. Указом Президента РФ от 9 февраля 2013 года установлен профессиональный праздник - День работника гражданской авиации. Важно отметить, в годы Великой Отечественной войны гражданский воздушный флот в первых рядах поднялся на защиту Отечества. Уже в первые часы сражений личный состав ГВФ был привлечён к выполнению боевых заданий. Началась перестройка всей работы на военные рельсы. Алексея Ивановича Калинина война застала, когда он был совсем юным. Он родился 22 мая 1937 года в посёлке 2-й Уранский в Оренбургской области. В 1956-м он успешно завершил обучение в 26-м ВАУПОЛ ВВС СССР. В 1958 году с отличием окончил Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище лётчиков имени И. С. Полбина. Фото: личный архив семьи В 1965-м получил диплом с отличием в Национальном авиационном киевском университете гражданской авиации. В 1981 году с отличием окончил Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Фото: личный архив семьи В общей сложности получил три высших образования. Работал в гражданской авиации с 1958 года, а на командно-летной работе - с 1965-го. Пилотом 1-го класса был признан в 1968 году. Продолжительное время находился на командных должностях в Коми, Восточно-Сибирском и Приволжском Управлении гражданской авиации. Фото: личный архив семьи Алексей Калинин освоил и осуществлял летную деятельность более чем на 15 типах и модификациях воздушных судов, из них боевых/учебно-боевых ЯК-18, бомбардировщике Ил-28, военно-транспортных самолетах АН-8, Ан-10 и АН-12, а также на гражданских воздушных судах - Ил-14, Як-40, Як-42, Ту-134, Ту-154 (всех его модификаций) и на вертолетах Ми-8. Общий налет за все время работы в авиации составил 15 721 час. Фото: личный архив семьи Фото: личный архив семьи Фото: личный архив семьи С 1981 по 1983 год он трудился в Куйбышевском объединенном авиаотряде, сначала в качестве старшего пилота, наставника-методиста самолетов Ту-154 и Ан-12. С 1983 года по 1985-й работал заместителем командира 368-го летного отряда. С 1985-го по 1991-й был заместителем командира по организационно-летной работе Приволжского объединения Гражданской Авиации. Фото: личный архив семьи С 1991-го по 1993-й являлся командиром учебно-тренировочного центра "АэроВолга". С 1993 года руководил центром подготовки и повышения квалификации авиаспециалистов в куйбышевском авиапредприятии "Самара". Благодаря его участию оно стало самой прибыльной авиакомпанией в России. Фото: личный архив семьи Алексей Калинин целенаправленно работал над совершенствованием организации летной работы, обучением и повышением мастерства подчиненного состава, уделяя особое внимание вопросам безопасности полетов. Являлся членом совета по безопасности полетов Приволжского регионального управления воздушного транспорта, возглавлял квалификационную комиссию авиапредприятия, был членом комиссии по расследованию авиационных инцидентов, руководителем центра подготовки и повышения квалификации авиаспециалистов. Фото: личный архив семьи За длительный и насыщенный период деятельности он многократно поощрялся за добросовестный труд от Министерства транспорта, Росавиации и подразделений, в том числе приказом начальника Приволжского управления гражданской авиации - за большую работу, проделанную по обучению и воспитанию работников. Фото: личный архив семьи В Поволжье Алексей Калинин проработал более 30 лет. Он внес большой вклад в подготовку авиационных кадров аэропорта Курумоч и в целом авиапредприятий ПФО. Кроме того, он активно готовил новые кадры, внедрял самолеты и вертолеты в условиях Заполярья и Сибири для освоения месторождений нефти и газа, строительства промышленных объектов, а также гидроэлектростанций, жилых комплексов, - там, где "только самолетом можно долететь". За это был награжден медалью "Ветеран авиации Арктики". Самое продолжительное время работал он командиром экипажа воздушного судна ТУ-154 и его модификаций. Руководил учебно-тренировочным центром гражданской авиации (УТЦ ГА). Под его руководством и личном участии разработано и введено в действие более 60 учебных программ по подготовке авиационных кадров, по которым учатся до сих пор. Часть из них уникальны для образовательных учреждений гражданской авиации, в первую очередь это касается программы безопасности эксплуатации воздушного транспорта. Фото: личный архив семьи После ухода на пенсию к Алексею Калинину неоднократно обращались за помощью и советами его коллеги, никогда не забывали, любили и с уважением относились ко всем его мнениям и рассуждениям по заданным вопросам. Даже уйдя на заслуженный отдых, он продолжал работать и помогать развитию авиации страны. " За заслуги в освоении современной авиационной техники и многолетнюю выдающуюся и безаварийную летную работу в 1996-м Алексей Калинин был награждён званием "Заслуженный пилот Российской Федерации", также орденами и медалями: - медалью "Ветеран труда" (1984); - медалью "За доблестный труд" (1970); - почетным знаком "Отличник Аэрофлота" (1967); - орденом "Знак Почета" № 842602; - медалью Маршала Советского Союза Жукова; - медалью Ветерана авиации Арктики КИОАО ЯУГА; - памятными медалями 75, 80, 85, 100 лет гражданской авиации; - юбилейной медалью "80 лет Вооруженных сил СССР"; - юбилейным нагрудным знаком "В память 200-летия Управления водяными и сухопутными сообщениями"; - отличительным знаком за безаварийный налет "Пилот 15000 часов". Фото: личный архив семьи В Самаре 7 декабря 2024-го Алексей Калинин ушел из жизни.