Арт-кластер "Красный Октябрь" стал новым пространством для московского ИСИ

Арт-кластер "Красный Октябрь" на Берсеневской набережной стал новым пространством для московского Института современного искусства.У творческого вуза, в котором обучают актеров, музыкантов, театральных менеджеров и балетмейстеров, а также певцов академической и джазовой музыки, сейчас несколько учебных корпусов, разбросанных по всей Москве. Но до последнего времени не было места для театрального, музыкального - любого творческого эксперимента.

Арт-кластер "Красный Октябрь" стал новым пространством для московского ИСИ
© Российская Газета

У зала Арт-центра ИСИ непростой рельеф: сцена утоплена в середине зала: с одной стороны зрители, с остальных - невысокие террасы с перилами, где может продолжаться действие или располагаться оркестр. Первым спектаклем на этой сцене стал "Пушкин. В поисках любви", поставленный заслуженной артисткой Мариной Могилевской и сыгранный студентами и молодыми преподавателями ИСИ.

Эту пьесу Могилевская писала, по ее словам, - для себя. Побывав однажды на могиле поэта в Святогорском монастыре, актриса стала задавать себе вопросы, на которые не знала ответов. А почему он лежит рядом с матерью, о которой не написал ни одной строки? Почему 29 дуэлей? Почему на похоронах не было никого из близких и почему покоится он не в столице, а в глухой провинции? За что, в конце концов, Пушкин был осужден молвой, сливками общества, посмертно?

"И я поняла, что мы по-настоящему ничего не знаем о нем. А ведь кроме того, что это "наше все", гений, любимец публики, женатый на первой красавице, - говорит Марина Могилевская, - он был еще и нелюбимым ребенком в семье, который пронес это ощущение через всю жизнь, оборванную так трагически..."

Актриса с головой ушла в письма и дневники, воспоминания поэта, переписку друзей и недругов. Писала, просто потому что не могла не писать, стремясь уложить свои поиски ответов на вопросы о сложной жизни поэта в законченную историю. А потом написанное попало на глаза Ирине Сухолет, ректору ИСИ - и оказалось: да ведь это очень интересно!

В пьесе нет ни слова от автора, только Пушкин и его современники. Строки стихов, выдержки из переписок, мемуары друзей и недругов, судебные документы. Всего этого хватило, чтобы, выстроив факты и эмоции, шаг за шагом воспроизвести путь поэта.

Судьба тут уложена в форму заседания суда, формальный повод к которому - запрещенная в Российской империи дуэль. В самом начале спектакля Пушкин в цилиндре и с тросточкой со сцены описывает свою жизнь - отвечая на вопросы "судей". Он рассказывает о себе, объясняясь и комментируя показания "свидетелей" строками из писем и дневников.

Разбивая хронику стихами, он читает главное - "Храни меня мой талисман", "Чистейшей прелести чистейший образец", "Пора мой друг, пора…". И, словно в поисках защиты, - делится болью с залом: "На глазах всего общества Дантес начинает нагло флиртовать с моей женой…" А вот и показания свидетеля, близкого Пушкину поэта Жуковского - "в день дуэли после утреннего чая он ходил по комнате, пел песни…"

"Быть Пушкиным - больно, - говорит играющий поэта в спектакле выпускник, ставший теперь преподавателем ИСИ, Максим Фортуна. - Но если не примерять его на себя - ничего не получится".

Следующим в Арт-центре ИСИ будет сыгран спектакль "Женитьба Фигаро" в постановке народного артиста России Ивана Агапова и в исполнении студентов его мастерской. Знаменитый актер и педагог Михаил Горевой выйдет на сцену со своим моноспектаклем "Заводной апельсин". И не случайно перед началом спектакля "Пушкин. В поисках любви" на площадке возле сцены играл джазовые пьесы студенческий струнный квартет: в Арт-центре кроме драматических спектаклей будут идти мюзиклы и оперы, концерты классики и джаза, выставки, лекции... А все почему? Потому что Пушкин открыл новый московский культурный центр.