Олег Царев о произведениях на тему СВО: «Вошли в нашу культурную жизнь»
«В одну небольшую заметку невозможно вместить все достойные события и явления, составляющие его, надеюсь, неупомянутые здесь меня простят. На излете третьего года войны произведения на тему СВО прочно вошли в нашу культурную жизнь. Так, в конце 2024 в широкий прокат вышел документальный фильм Максима Фадеева «У края бездны» – его авторы шли в рядах батальона «Сомали» в Мариуполе – кинокадры сделаны буквально на расстоянии вытянутой руки от смерти. Фильм уже оценили зрители – он за короткий срок попал в топ-10 всех наших онлайн-кинотеатров. А в театрах 2 месяца назад стартовал проект «СВОи. Непридуманные истории». Это постановку 12 спектаклей на трех сценах Москвы (Москонцерт-холл и театры Олега Табакова и Эдуарда Боякова) и еще в 9 городах страны посвящены реальным людям, их выбору, чувствам, мотивации, страхам и, конечно, победам. Разумеется, только этим проектом тема СВО на сцене не ограничена. Так, 29 января в Национальном центре «Россия» был показан созданный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив музыкально-поэтический спектакль «Сестры», в основе которого документальные монологи матерей, жен и сестер участников СВО. Уверен, что число театральных постановок со временем будет расти. Сразу в двух московских галереях проходят сейчас посвященные СВО выставки. В галерее Беляево – 70 полотен живописи и графики о безымянных солдатах России, о том, что «воюют прежде не танки и самолеты, не дроны и артиллерия, а простые русские люди». А в галерее на Трубной идет выставка цифрового искусства «Тут совсем не так, как в твоих розовых очках». И, конечно, появляются новые литературные произведения об СВО: «Вагнер наблюдает полет валькирий – бреющие, штопоры и тараны: Русские остались, какими были, им плевать на холод могильной ямы. (Дмитрий Мельников) Вот бывший дом и бывшие люди в нем, А по развалинам ходит бесхвостый кот и смятенно орет …Снайпер работает неподалеку, Изрешечена разграбленная аптека. Кот бодает мертвую щеку Бывшего человека», – это строки Анны Долгаревой, чьи репортажи военкора, собранные в книгу «Я здесь не женщина, я фотоаппарат», получили главный приз нашей самой престижной литературной премии «Слово» в номинации «Молодой автор. Проза». Но все эти ужасы войны не могут вытеснить ни у нее, ни у других понимания правоты нашего дела и веры в победу России: «За Днепром до утра не стихает заря, и не глохнет опять канонада. Мы затеяли это, конечно, не зря, потому что так надо. (Игорь Панин) Ложь сладка и рассчитана на дурака. Только вера в отечество наше крепка, потому – неполжива. Мы одна страна, мы один народ, а язык до Киева доведет. С нами – Бог, значит, будем живы!» – пишет курянин Андрей Болдырев. Цитировать хорошие строки, перечислять значимые культурные явления, связанные с СВО можно долго – новые произведения рождаются ежедневно, ведь в традиции российской культуры точно фиксировать исторические моменты, которые для нашей страны становятся переломными. И думаю, лучшие произведения, рожденные СВО, останутся в культуре навсегда. Как и годы Великой Отечесвтенной, это искренние произведения, исполненные чувства благодарности нашим защитникам и преклонения перед подвигом павших. Все они находят своих зрителей и читателей, хотя стоит признать, что встреча с искусством, рожденным войной, нелегка. Оно рассказывает о мире, где смерть – неотъемлемая часть повседневной жизни, запустив необратимый процесс переосмысления нашей связи с Родиной, а часто и собственной жизни – так в культурном контексте спецоперации формируется новая идентичность России и русских». Фото: пресс-служба Министерства обороны Российской Федерации / mil.ru