В Мариинском театре отметят 85 лет со дня премьеры балета "Ромео и Джульетта"

12 и 13 февраля на исторической сцене Мариинского театра будет представлен балет Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта". Показы приурочены к 85-летию со дня премьеры.

В Мариинском театре отметят 85 лет со дня премьеры балета "Ромео и Джульетта"
© Российская Газета

Сегодня "Ромео и Джульетта" Прокофьева - признанный шедевр балетного искусства, в котором соединились глубокая драматическая проработка шекспировских образов и гениальная музыка композитора, фрагменты которой регулярно входят в программы симфонических концертов по всему миру.

Трагическая история о любви, рассказанная языком танца, на сцене Кировского (Мариинского) театра была впервые представлена в 1940 году, став мировой премьерой сочинения Прокофьева целиком. В новом спектакле соединились выразительность музыки, новаторство хореографии Леонида Лавровского, стильное, строгое оформление Петра Вильямса и блистательная актерская игра солистов. Спектакль вошел в историю советского балета как одно из лучших творений эпохи, а его первая постановка стала канонической. В 1946 году он был перенесен в столицу - на сцену Большого театра, а через десять лет произвел настоящий фурор на гастролях москвичей в Лондоне, став отправной точкой для ключевых зарубежных версий этого балета в ХХ веке: Аштона, Макмиллана, Нуреева, Ноймайера.

12 февраля главные партии исполнят Олеся Новикова и Филипп Стёпин, дирижер - Валерий Овсяников. 13 февраля в главных партиях выйдут Надежда Батоева и Тимур Аскеров, дирижер - Арсений Шупляков.

Из истории

Не все знают, что путь к премьере был тернист. Балета "Ромео и Джульетта" могло и не быть.

Прокофьев начал работу над партитурой в 1935 году. Впереди были отмена запланированной постановки, провал первого публичного прослушивания, изменение финала и, наконец, новое решение о сценическом воплощении сочинения. За две недели до премьеры оркестр отказался играть этот балет; сопротивлялись новой музыке и танцовщики: ее непривычная ритмика, динамический напор, отсутствие классических форм поначалу казались немелодичными и неподходящими для танца.

Хореографом выступил Леонид Лавровский - перед постановкой он занимался серьезным изучением веронских хроник, средневековых романов и описаний старинных танцев. В основе его концепции лежала не только историческая точность, но также верность тексту Шекспира и законам психологического театра. Главным выразительным средством Лавровский избрал танец-пантомиму - так балет "Ромео и Джульетта" стал одним из выдающихся образцов хореодрамы.