Приморская сцена Мариинского театра представила первые премьеры года

На Приморской сцене Мариинского театра с успехом прошли первые показы одноактных балетов Игоря Стравинского "Свадебка" и "Петрушка". Как рассказал журналистам накануне премьеры главный балетмейстер Приморской сцены Мариинки Эльдар Алиев, это чистый, без каких-либо хореографических адаптаций, перенос постановок с исторической сцены Мариинского театра.

Приморская сцена Мариинского театра представила первые премьеры года
© Российская Газета

"В нашем репертуаре более 20 названий из первого ряда классического наследия, однако балеты на музыку Игоря Стравинского представлены не так широко. Поэтому мы обратились к значимым произведениям начала ХХ века. "Свадебка" в постановке Брониславы Нижинской и "Петрушка" в постановке Михаила Фокина - великолепное дополнение к балету "Жар-птица", с успехом идущему на нашей сцене", - прокомментировал Эльдар Алиев.

Когда более ста лет назад Русский балет Дягилева представил в Париже эти постановки со сценографией и костюмами Александра Бенуа ("Петрушка", 1911 год) и Наталии Гончаровой ("Свадебка", 1923 год), они произвели фурор. И продолжают производить такое же сильное впечатление в наше время.

По мнению Алиева, искусство балета, вкусы публики, эстетика и техническая оснащенность современных артистов со временем могут и должны меняться, но "Петрушка" и "Свадебка" Стравинского - в своем роде музейные экспонаты.

"Они сделаны настолько интересно и самобытно, настолько не похожи друг друга, что каждый из них представляет особую ценность. Их не нужно редактировать, потому что их эстетика не допустит вмешательства", - подчеркнул балетмейстер.

Больше десяти лет Стравинский вынашивал замысел "Свадебки" как хоровую кантату по мотивам русских крестьянских обрядов. Но Дягилев, услышав музыку, загорелся идеей балета. Так появились "русские хореографические сцены с музыкой и пением". В них участвует почти вся балетная труппа Приморской сцены Мариинки, солисты оперы (сопрано, тенор, меццо-сопрано, бас) и хор на восемь голосов. Либретто писал сам композитор на основе русских народных песен из сборника русского фольклориста Петра Киреевского.

"Петрушка" - один из символов русского балетного авангарда. Атмосферу масленичных гуляний, на фоне которых разыгрывается любовная драма трех кукол - Петрушки, Арапа и Балерины, блестяще передает музыка Стравинского и самобытная хореография Михаила Фокина.

"В "Свадебке" очень сложный музыкальный счет, сложный музыкальный расклад: нам приходилось работать как над стилистикой движения, так и над музыкальностью и ритмичностью ее исполнения, - признал Эльдар Алиев. - В "Петрушке" композитору и хореографу хотелось показать именно масленичные гуляния, русские празднества, но не в лубочном виде, а именно такими, глубинными, как их себе представлял композитор и, соответственно, хореограф".

Корреспонденту "РГ" довелось побывать на премьере. Оба балета завораживают, оставляют долгое послевкусие, всплывая в памяти. Не помешали ни скромные (белый верх, коричневый низ) костюмы, ни очень лаконичная сценография "Свадебки". На контрасте "Петрушка" - с яркими костюмами и декорациями. Когда исполнители вышли на поклоны, робкие сначала аплодисменты постепенно перешли в овации, сопровождаемые криками "браво!".

Одна из зрительниц позже поделилась впечатлениями. Она призналась, что поначалу ей очень мешала, царапала слух … музыка "Свадебки". Мелькали мысли, а не уйти ли в антракте? Но захотелось увидеть и "Петрушку". Потом балет поглотил ее полностью, и она решила… через день снова прийти в Мариинку. На "Свадебку"!