Максимов: Алла Сигалова - режиссер и хореограф со своим почерком, не перепутать
Итак. Сначала Владимир Маяковский написал пьесу под названием "Клоп". Потом замечательный композитор Владимир Дашкевич и не менее прекрасный поэт Юлий Ким придумали свою трактовку пьесы: фолк-оперу "Клоп". А потом - точнее сейчас - режиссер и хореограф Алла Сигалова трактовала уже фолк-оперу, поставив на сцене Театра имени Моссовета спектакль под названием "Щастье!"
Спектакль мощный, красивый и, главное, необычный. Вот с этой необычностью, пожалуй, и попробуем разобраться.
Но начнем все-таки с привычного, но от этого не менее замечательного. Алла Сигалова умеет научить драматических артистов двигаться так, что не вдруг поверишь: перед тобой не балетные артисты. Прекрасные массовые танцы, которые, как верно заметил худрук Театра Моссовета Евгений Марчелли, и массовкой-то не назовешь.
Почему не назовешь? Потому что Сигалова так поставила массовые сцены, что, с одной стороны, поражаешься совершенно балетной слаженностью и четкостью, а с другой - интересно наблюдать за лицами массовки, за их реакциями. Из массы выделяются отдельные люди. Люди появляются там, где их в общем не ждешь увидеть.
На самом деле спектакль об этом.
Спектакль мощный, красивый и, главное, необычный
Тут вот ведь какая история... Если мы с вами, дорогой читатель, говорим о жизни, то что же нам в жизни нашей интересней всего? Люди же, правда? Жизнь интересна, когда она наполнена запоминающимися встречами. Не мораль ведь мы ищем в жизни, ни тем более сюжет. Мы ищем взгляд другого.
Но вот почему-то, когда приходим в театр, нам подавай непременно мораль и сюжет. Хотя когда вспоминаются великие театральные постановки, на память приходят именно люди, грандиозно сыгранные. Например, Евгений Лебедев в "Холстомере" или Николай Караченцов в "Юноне и Авось". Или, скажем, Игорь Ильинский в давней постановке "Власть тьмы". Вспоминаем актеров, а ищем сюжет и мораль.
Не ожидание морали и уж тем более не сюжет приковывал мое внимание в спектакле "Щастье!", но актеры. И, возможно, главная (для меня) тема спектакля: в человеке всегда остается душа. Всегда отыскивается что-то человеческое, даже когда оно кажется ненужным и излишним.
Браво режиссеру Алле Сигаловой, которая в музыкальном спектакле создала такую галерею портретов и так помогла проявиться актерам. Редкая по нынешним временам история.
Совершенно грандиозно исполняет главную роль Ивана Присыпкина Митя Федоров. Федоров - ученик одной из лучших режиссеров мюзиклов Марины Швыдкой, он в этом жанре понимает. У него каждый музыкальный номер - это не "вставной зуб", а мощная характеристика персонажа. Он не играет Присыпкина как эдакого придурковатого парня. Присыпкин у Федорова - человек, у которого есть душа, но она слишком слаба, чтобы сопротивляться внешним соблазнам. Актер показывает внутреннюю борьбу. Его герой бывает прекрасен и отвратителен. А уж как поет и танцует! Просто непостижимо...
Дарья Балабанова играет то, что в театре сыграть почти невозможно: подлинную, глубокую, не кричащую о себе любовь. Делает это удивительно тактично и глубоко.
Блестящий Олег Баян - в исполнении Антона Аносова, актера, которому подвластно, кажется, все. Его Баян - позер, артист по жизни, но прорывается человеческий взгляд, человеческое прикосновение...
Как сыграть персонажей, которых зовут Эльзевира Ренессанс и мадам Ренессанс? Как их сделать живыми, а не карикатурными? Спросите у Глафиры Лебедевой и Лилии Волковой. У них получилось. Да, это гротеск, куда денешься? Но почему этих женщин становится вдруг так нестерпимо жалко? Почему читается в их существовании какая-то непреодолимая тоска?
Как сыграть персонажей, которых зовут Эльзевира Ренессанс имадам Ренессанс?
Действие спектакля происходит в двадцатые годы. Замечательные костюмы сделала Тамара Эшба. Несколько плакатную декорацию - Сергей Рябов. Символ эпохи - персонаж, который называется "секретарь товарища Лассальченко". Дмитрию Подадаеву удалось уйти от карикатурности, которая, казалось бы, написана. Его секретарь - человек без имени, но тем не менее живой человек. Как и многое в этом спектакле, роль строится на нюансах: как понюхал цветочек, как посмотрел на женщину...
Совершенно невероятная работа Ксении Комаровой в образе беспризорника. Казалось бы, просто номер. А за ним стоит характер несчастного, но очень оптимистичного парня. Ну, а где есть характер, там есть судьба.
Даже маленькие, казалось бы, роли: режиссера "Синей блузы" (Ваня Пищулин) и милиционера (Владимир Прокошин) запоминаются. В сущности, по одной причине: это не маски, а люди.
Для меня необычность "Щастья!" в Театре Моссовета в том, что Сигалова словно отодвинула очевидные варианты постановки такой пьесы. Например, четко выразить свое отношение к 20-м годам ХХ века в России. Либо пойти по излюбленному пути тех, кто ставит "спектакли про историю", - пути аллюзий.
Если и то и другое существует в моссоветовской премьере, то в гомеопатических дозах, и не на этом акцент. А на чем? На людях. Еще точнее - на том, как оставаться человеком в любой ситуации, тем более в такой, которая этому вовсе не способствует.
В результате мы смогли понять, какая мощная сегодня труппа в Театре Моссовета. Мы убедились, что театр способен решать мощные постановочные задачи. И, самое главное, увидели музыкальный спектакль, который в легкой форме ставит очень серьезные вопросы.
Мы еще раз убедились, что Алла Сигалова - режиссер и хореограф со своим почерком, не перепутать. Спасибо.