В МЧС прокомментировали новый закон о безопасности на воде

Федеральный закон "О безопасности людей на водных объектах", подготовленный МЧС России и принятый накануне Госдумой в третьем чтении, содержит ряд новшеств для судоводителей и судовладельцев. С 1 сентября этого год некоторым из них придется получать новые удостоверения и перерегистрировать маломерные суда. Нюансы новых норм объяснили в МЧС.

В МЧС прокомментировали новый закон о безопасности на воде
© Российская Газета

Правда, можно сразу сказать, что хотя некоторые новшества и неприятные, но затронут они относительно узкую категорию судовладельцев. В основном, это капитаны маломерных судов, которые используются в коммерческих целях.

Всем остальным, так сказать, простым любителям погонять по водной глади, а также рыбакам можно выдохнуть. Для них мало что изменится.

И все же, надо отметить, что закон обстоятельный. Фактически это главный документ, где прописаны все правила и нормы поведения на воде. Их необходимо знать все тем, у кого есть любое маломерное судно, не важно какое и для каких целей предназначенное.

В МЧС России подчеркнули: "Закон станет базовым в области обеспечения безопасности людей на водных объектах и прилегающих к ним территориях. Во внимание не берутся болота, ледники, снежники и природные выходы подземных вод - все они вне рамок этого законопроекта".

Пожалуй, одно из основных новшеств: закон исключает деление маломерных судов по целям использования. Теперь не будет градаций: катер или яхта для себя или на фирму для проката туристов.

Сейчас пока существует деление. Все маломерные личные суда стоят на учете в инспекции по маломерным судам, так называемой, ГИМС МЧС России. А точно такие же суда, но оформленные на фирмы, используемые в коммерческих целях, зарегистрированы в Государственном судовом реестре и подлежат контролю в другом ведомстве и на учете в ГИМС не стоят.

Теперь же и коммерческие, и некоммерческие станут объектом надзора со стороны МЧС. Регистрировать и освидетельствовать их тоже будет только ГИМС, а не Минтранс или какое другое ведомство.

Правда, чтобы не было суматохи с одновременной перерегистрацией большого количества судов и чтобы не образовывались бескрайние очереди в инспекциях, для владельцев коммерческих судов предусмотрен переходный срок. Они должны перерегистрировать свои маломерные суда в течение 5 лет.

Со сдачей экзаменов на право управления судами и получением удостоверений ситуация схожая. Владельцы коммерческих судов будут проходить обучение и сдавать экзамены в органах ГИМС МЧС. Там же они будут продлевать свои удостоверения по мере того, как истечет срок их действия. Имеющиеся на руках удостоверения на право управления маломерным коммерческим судном будет действительным на весь оставшийся срок действия. Перерегистрировать его досрочно не потребуется. Срок действия водительских прав судовладельцев будет 10 лет.

Комплект документов, который необходимо иметь при себе судовладельцу останется прежним: судовой билет и удостоверение на право управления. Это не касается тех категорий любителей отдыха на воде, которые имеют лодку без мотора или с маломощным мотором мощностью чуть менее 11 лошадиных сил, точнее, до 10,88 сил. Это важное уточнение, потому что много иностранных лодочных моторов имеют заявленную мощность в 10 лошадиных сил. Обладателям таких моторов регистрировать свои транспортные средства не придется.

Ранее, что по интернету распространялось много страшилок о том, что якобы МЧС готовит невероятное закручивание гаек и какие-то драконовские меры. Ничего из этих опасений не подтвердилось. Но владельцам маломерных судов надо учитывать, что проверить документы во время выхода на воду у них сможет любой инспектор в любое время, а не только в ходе специального рейда.

А рыбакам и всем остальным, чья лодка не подлежит регистрации, придется брать с собой паспорт. Необходимые принадлежности, которые нужно иметь на борту также прежние: аптечка, белая отмашка-флажок, огнетушитель.

Внимание для особо буйных отдыхающих. Согласно новому закону инспектор получит право применять спецсредства в случае неповиновения его законным требованиям. А в случае управления судном в пьяном виде придется заплатить 1,5-2 тысячи рублей штрафа по статье 11.9. КоАП РФ. Лодка при этом будет отбуксирована на штрафстоянку.

Кроме того, закон устанавливает положение о том, что статьи и нормы едины во всех регионах нашей страны. И местные власти и ведомства отныне не смогут своевольничать и устанавливать собственные более жесткие или менее жесткие требования к поведению на воде.

Но самое неприятное новшество коснется владельцев и администраторов лодочных баз, причалов и заправок на воде. Их закон обяжет раскошелиться. Причем, серьезно. Например, владельцу даже небольшой лодочной станции придется закупить недешевое оборудование для локализации разлива нефтепродуктов.

Этот пункт был наиболее спорным при обсуждении. Но всем понятно, что маломерные суда это объекты, которые имеют на борту машинное масло и топливо. Статистика свидетельствует, что аварии с ними не редки. Страдает экология. Чтобы минимизировать ущерб, законодатели посчитали необходимым все же принять пункт об ответственности владельцев баз и стоянок за загрязнение акватории и побережья в случае возможного ЧП.