"Евгений Онегин. Урок русской литературы": Руслан Кудашов задумал трилогию

Руслан Кудашов, главный режиссер Санкт-Петербургского БТК (Большого театра кукол), выпустил под конец 2024 года удивительную премьеру - "Евгений Онегин. Урок русской литературы. Часть первая".

"Евгений Онегин. Урок русской литературы": Руслан Кудашов задумал трилогию
© Российская Газета

В основу спектакля легли первые три главы великого произведения Пушкина. Жанр обозначен как "путешествие по роману в стихах". Приглашены и друзья-единомышленники Александра Сергеевича: Вяземский, Дельвиг, Жуковский, Кюхельбекер, Языков, Баратынский, Грибоедов.

Задуман спектакль в нескольких частях. У зрителей будет возможность познакомиться с поэтическим текстом без сокращений и увидеть его героев в неожиданном ракурсе (актеры и куклы), узнать и биографические детали, и эмоциональные привязанности Пушкина.

Среди создателей спектакля - главный художник БТК Марина Завьялова, композитор Андрей Кондратьев (группа "Сказы леса").

Корреспондент "РГ" спектакль посмотрела, а затем побеседовала с режиссером.

Итак, вы взялись за классику русской литературы.

Руслан Кудашов: "Евгений Онегин" был в планах нашего театра с самого начала, как я пришел сюда (2006 год), но все никак не складывалось. Наконец, время подошло, деньги были выделены, и началась работа.

Спектакль начинают ученики за партами. Отсылка к уроку литературы в школе, когда мы "проходили" "Евгения Онегина"?

Руслан Кудашов: Этот школьный класс - цитата великого спектакля "Мертвый класс" (спектакль-манифест Тадеуша Кантора, поставленный в 1975 году. - Прим. "РГ"). Это произведение говорит о детстве, о том фундаменте и травмах, конфликтах и фобиях, которые созревают в глубине подсознательного. Мы все знаем "Евгения Онегина" со школьных лет, и мне хотелось бы понять, что внутри нас.

Что вы вкладываете в заголовок "Урок русской литературы"?

Руслан Кудашов: Поскольку все мы, живущие ныне - и молодежь, и старшее поколение - начинаем ознакомление с этим материалом еще в школе, возникло ощущение, что нужно оттолкнуться от той точки, где произошла наша встреча с этим текстом. Плюс к этому - в 4, 5 и 7 главах Пушкин размышляет о молодости ("Но грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана…"), и это одна из ведущих тем. А дальше продолжение - "что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она…" Мы изменяем своим идеалам. Это время так действует на нас? Очень важная тема. Хотелось оттолкнуться от той точки, где мы еще молоды, где встречаемся с первой любовью. А это у большинства из нас происходит еще в школьные годы. Текст письма Татьяны - это первые острые ощущения, еще очень чистые, ничем не прикрытые, не огрубленные.

Вы решили адресовать спектакль молодому зрителю? На афише маркировка - 16 плюс. Рискуете, что школьников классами начнут водить на ваш "Урок"? А это значит - шум в зале, зрителям и артистам будет тяжко смотреть и играть спектакль.

Руслан Кудашов: Есть такое опасение. Возможно, это у нас впереди… Спектакль адресован каждому зрителю, любого возраста. Может быть, и 14-летнему.

"Евгений Онегин" - стержневой текст, сакральный для каждого человека. Мы все знаем о Пушкине, о его романе. Может, это моя иллюзия… Но мне хотелось бы так думать.

Ну как же! "Энциклопедия русской жизни", "Пушкин - наше всё", "солнце русской поэзии"… А какие замечательные актеры на сцене! Это все ваши ученики?

Руслан Кудашов: Почти все. Разных выпусков, в том числе с режиссерского курса. Есть ученики Яны Туминой и Александра Стависского.

Они инициативные, легки на выдумки, предлагают на репетициях свои идеи?

Руслан Кудашов: Если актеры откликаются на материал, конечно, это берем в работу. Текст был для нас не прост. Какие-то вещи, написанные 200 лет назад, уже не понятны современному молодому человеку. И даже мне - не молодому. И даже Лотман (Юрий Лотман - выдающийся российский литературовед, историк культуры, пушкинист. - Прим "РГ") в своих комментариях говорит, что "живое произведение искусства нельзя прокомментировать "до конца", как нельзя его "до конца" объяснить ни в каком литературоведческом труде".

Груз глобальной ответственности с нас снимает то, что мы пытаемся сделать - окунуться в текст, но постараемся недолго грустить о том, что у нас не до конца все получится. Мы шагаем в произведение и пытаемся говорить с автором, слышать его.

Причем решили говорить подробно, не препарируя роман.

Руслан Кудашов: Роман в стихах - это особый жанр, уникальный. Драматургия складывается не линейно: очень долго назревает конфликт, набирает обороты. Начинает с мелочей, каких-то деталей, "подкалываний". И если мы сокращаем текст, мне кажется, мы упрощаем замысел, и "Онегин" становится для нас обыкновенной мелодрамой. А ведь это мировоззренческое откровение гения о роке, о неизбежности, о заряженных внутри нас самих конфликтах. Потом у Чехова еще мощнее будут звучать эти мотивы.

Когда Татьяна влюблена в Онегина - Онегин не готов к любви. Когда Онегин страстно влюблен в Татьяну - уже поздно. Это трагическое несовпадение, рок, игра судьбы. Почему нами кто-то играет? Вот и наш спектакль начинается с карт - Пушкин разбрасывает карты. Кому какая выпадет - игра случая.

Почему роли Онегина, Ленского у вас играют актрисы, женщины?

Руслан Кудашов: В этом и есть игра рока, случайности. Так выпали карты. Это образ несовпадения. Любовь (как между мужчиной и женщиной) между Онегиным и Татьяной, как и между Ленским и Ольгой, невозможна. То есть возможна, но придуманная, кукольная. Ну и потом, это следование за автором, Онегин появляется "Подобный ветреной Венере, Когда, надев мужской наряд, Богиня едет в маскарад", а у Ленского песнь - "как мысли девы простодушной". Тут мы просто внимательно читаем автора, и он сам начинает подсказывать, кто кого должен играть. И еще, это все же подростки, еще не созревшие для любви. Потому и совершают роковую, непоправимую ошибку, не осознав ценность человеческой жизни. А роли детей и подростков по театральной традиции принято отдавать травести.

Сейчас в основе спектакля три первых главы романа. Вы задумали трилогию.

Руслан Кудашов: Идея о трилогии появилась позже. Был замысел - поставить весь текст романа, без купюр. Ведь и Пушкин печатал произведение отрывками и отдельными главами. Как нынче выходит сериал. То есть читатели ждали появления следующей главы иногда целый год. И у нас будет длительная история, выходящая частями. Такое деление продиктовано Пушкиным.

Вопрос, витающий в воздухе: а когда ждать продолжения, вторую часть?

Руслан Кудашов: Через год, не раньше. Там у нас должно быть вдвое больше кукол, чем в первой части, а на их изготовление нужно время. И потом нам нужно хорошо подготовиться. К этому тексту стоит подходить неспешно. Наше время настолько ускоренное, все очень спешат, трудно бывает погрузиться в процесс. Болезнь современного театра - множество проектов на стороне, мы не успеваем сосредоточиться на чем-то одном. На том, например, что могло бы рассказать нам многое о себе. Нам надо быть поспокойнее. Хотелось бы к пушкинскому слову относиться более трепетно.

Удивительно, что вы не погрузили героев в наши дни, не вывернули текст наизнанку.

Руслан Кудашов: Игра со временем, возможно, позже у нас и появится - я не исключаю.

Но это не есть плохо.

Руслан Кудашов: Да. Тем более что в самом романе есть проявления времени, один из его героев - сам Пушкин. Он сильно меняется за те восемь лет, что пишет роман. И за эти годы происходят мощные перемены, глобальнейшие события, которые ломают общество. Разлом эпохи. Вспомним хотя бы восстание декабристов. Уходят из жизни друзья Пушкина - Грибоедов, Дельвиг, отправляют в ссылку Кюхельбекера, Пущина.

В романе, по крайней мере, два времени: сюжетное и время написания романа. У нас появляются еще два: время урока (конец 1980-х, в финале звучит песня "На заре" группы "Альянс", как маркер времени) и день сожжения 10-й главы, с чего и начинается спектакль. И этот день очень важен. Это выбор сюжетной недосказанности. Как будто это несложившееся счастье и нравственный выбор Татьяны, высшая точка повествования. Как будто финальной сценой плача (Онегина и Татьяны) Пушкин и запускает стрелу сострадания в вечность.

Вторая часть - это будут 4,5, 6 главы. До смерти Ленского. Как у Пушкина распределено.

А третья? Последняя глава "Отрывки из путешествия Онегина" войдет в нее?

Руслан Кудашов: Про третью часть не будем пока загадывать. Возможно, все это у нас соберется на 95-летие театра (в 2026 году).

Следующий показ: 14 февраля.

Справка "РГ"

Руслан Кудашов поставил более 60 спектаклей в Петербурге, городах России, а также в Беларуси, Болгарии, Литве, Польше. Лауреат премий "Золотая маска", "Золотой софит", высшей премии в области театрального искусства для детей "Арлекин".

С 2006 года руководит БТК. Поставил около 40 спектаклей для взрослых и детей: "Маленький принц", "Небо в чемодане, или Цуцики в ночи", "Песнь Песней", "Вий", "Книга Иова", "Башлачев. Человек поющий", "Высоцкий. Requiem", "Бродский. Ниоткуда", "Гамлет. Ширма" и другие.

Кудашов выпустил два курса - актерский и режиссерский, набранные при БТК совместно с факультетом театра кукол РГИСИ (Российский государственный институт сценических искусств).