Растопленная подземка: как больше 50 лет назад случилась самая большая авария в метро Петербурга

Как начали строить тоннель от «Лесной» до «Площади Мужества» Все началось в конце 1960-х, когда Советский Союз вовсю готовился к XXV съезду Коммунистической партии, который был назначен на 24 февраля 1976 года. Ленинградскими властями к этой дате была поставлена важная задача – закончить новый тоннель между будущими станциями «Лесная» и «Площадь Мужества». Сроки были довольно сжатыми. Поэтому метрострой Ленинграда решил, что нужно двигаться напрямую, и проложил тоннель через подземное русло Невы. По руслу установили две трубы диаметром в шесть метров. По проекту, тоннели должны были пролегать между «Лесной» и «Площадью Мужества». При этом первый был на 14 метров ниже второго. Однако эксперты во время работы над расчетами указывали, что обогнуть водоносный слой не получится. По их мнению, запасы песка на участке были слишком большими. Задумка предполагала, что «Площадь Мужества» станет первой в мире односводчатой станцией глубокого заложения. Для того чтобы вести работы, неустойчивые грунты на время разработки тоннелей замораживали – тогда, как и сейчас, это было общепринятой практикой. Но проектировщики и строители, видимо, не оценили силу стихии, с которой они имеют дело под ленинградской землей. Как случился размыв 8 апреля 1974 года примерно в 16 часов 30 минут во время бурения передовых разведочных скважин в нижнем тоннеле нашли незамерзшую породу. В ней пробурили скважину – и из отверстия хлынула вода, пробившая ледяную стену. Из забоя стала выходить водно-песчаная смесь с силой выброса примерно 200 кубометров в час. К тому времени станция «Лесная» была почти готова. Расстояние от места прорыва до нее составляло примерно полтора километра. Около двух часов понадобилось воде, чтобы полностью заполнить этот участок. Остановить поступление жидкости и песка в забой никак не получалось. Однако всех рабочих из-под земли успели эвакуировать. Метростроевцы пытались спасти от затопления остальной участок линии. Они возвели на гребнях разгонной и тормозной горок на «Лесной» два бетонных затвора. Толщина каждого составила по три метра. Аварийные тоннели закупорили большими бетонными пробками. Но подземная стихия рвалась наружу. Из-за этого на поверхности, на площади Мужества и прилегающих городских магистралях, образовались пустоты в тех местах, которые раньше были заполнены водой. Осадка грунта образовала впадину размером 400 на 200 метров, ее глубина составила три метра. Асфальт на Политехнической улице вздыбился, рельсы трамвайных путей лопнули, а некоторые дома ушли в опасный крен. Административный корпус завода «Красный Октябрь» оказался полностью разрушен. Следы разрушений до сих пор видны на стенах двух производственных корпусов НПО «Аврора». Сооруженная возле станции «Лесная» преграда в итоге помогла остановить проникновение плывуна в тоннели метро. Разрушения на поверхности удалось прекратить при помощи затопления разрабатываемых тоннелей. Как достраивали тоннель Локализация места аварии поставила перед строителями и городскими властями вопрос о том, что делать дальше. Возведение нового тоннеля нужно было продолжать. Но как? Первый вариант решения предлагал строить обходные тоннели по прежней трассе – выше или ниже подземного потока. Второй предлагал изменить линию трассы так, чтобы она обходила опасный участок. Оба пути предполагали длительную стройку, которую руководство города допустить не могло. Поэтому решили продолжать строить по старой трассе. Для этого применили новые технологии заморозки – жидкий азот с температурой кипения минус 196 градусов. Подобный способ в мировой практике был применен впервые. Льдогрунтовую перемычку создали, а заморозку породы провели достаточно быстро. Как открывали новые станции после размыва Движение на участке «Площадь Ленина» – «Лесная» было торжественно запущено 31 мая 1975-го – с опозданием на два с половиной года. Ветка «Лесная» – «Академическая» заработала почти под новогодние куранты – 31 декабря. В 1979-м открыли участок «Академическая» – «Комсомольская» (сейчас эта станция называется «Девяткино»). Новые проблемы, которые оказались отголосками размыва, пришли в подземные тоннели через двадцать лет. Участок, построенный не самым безопасным образом, начал «подтекать» в разных местах. В тоннель поступало большое количество воды, однако ее уровень оставался в пределах допустимого. Сильные затопления начались в 1994 году. Из-за этого на аварийном участке снизили скорость поездов, а по выходным и в вечерние часы будних дней ограничивали движение. Но результата меры не принесли. Поезда из тоннеля по-прежнему выезжали мокрыми. Критическая точка была достигнута в конце 1995 года. Тогда проблемные перегонные тоннели были закрыты. Их затопили. Со 2 декабря 1995 до 26 июня 2004 года пассажирское движение на участке остановилось. Новые обходные тоннели ввели в эксплуатацию в 2004 году. Кировско-Выборгскую линию разделили на два участка: «Проспект Ветеранов» – «Лесная» и «Площадь Мужества» – «Девяткино». Это позволило решить проблему размыва на полвека, оценивали эксперты. «Аварии при строительстве в 1974-м и эксплуатации в 1995-м перегонных тоннелей метро на участке между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» в Санкт-Петербурге – до 1991 года в Ленинграде, – стали одними из крупнейших в мировой практике метростроения», – пишет доктор технических наук Алексей Архипов в своей научной работе, посвященной трагедии. Фото: ФедералПресс / Елена Мицих

Растопленная подземка: как больше 50 лет назад случилась самая большая авария в метро Петербурга
© РИА "ФедералПресс"