Молодежный театр "Ангажемент" поставил спектакль памяти директора Окунева
Первый месяц нового года для тюменского молодежного театра "Ангажемент" особый: в Рождество ему исполнился 31 год, а 25 января 76 лет было бы директору и худруку Леониду Окуневу, безвременно ушедшему в сентябре 2024-го, буквально перед началом сезона. К этой дате, к именинам без главного героя, коллектив приготовил премьеру. Мудрить с названием не стали: "Леонид Окунев. День рождения" (16+). Ни убавить, ни прибавить - все так, как надо.
Ощущение из зрительного зала: будто на одном дыхании сваяли. Не без этого: режиссеры Владимир Комаров и Сергей Окунев, художник Алексей Паненков собрали материал довольно быстро, чтоб успеть к сроку, все складно и ладно оформили, душещипательно и сердцеспасительно вывели. Но если внимательно обозревать фронт работ, то выкристаллизуется без преувеличения большой труд очень многих людей - всего-всего театра, вплоть до вахтерш, тюменцев и жителей других городов, со званиями и без оных, поделившихся личным и даже тайным. Хорошее вышло дело: честное и трогательное, серьезное и смешливое. Соучастное. За соучастие и живой отклик всегда боролась труппа "Ангажемента". Леонид Григорьевич может быть спокоен - оставленная им сцена не ржавеет, сцена, как снова и вновь пообещал градоначальник Максим Афанасьев перед публикой, а значит при свидетелях, грозится стать совершенно новой. Этого едва ли не больше в последние годы желал Окунев, обивая пороги кабинетов. Мы все запротоколировали, так и знайте.
"День рождения" - документальный спектакль, трехчастный вербатим (вид театрального представления, возникший в XX веке, когда спектакль строится на реальных монологах или диалогах участников или свидетелей каких-либо событий, перепроизносимых актерами - прим. Ред.): "Угощение", "Человек", "Память" - без торта и свечей, но с таким багажом непридуманных историй!
Уже понятно, что его основу составили воспоминания далеких и близких людей, в которых на какие-то минуты перевоплощаются актеры.
Вот новый директор "Ангажемента", в прошлом его артист Денис Юдин, беря телефон и подключая наушники, становится Олегом Меньшиковым, а это - характерные интонационные подскоки, тембр, паузы. Звучит рассказ про приезды Окунева в Москву с "этой рыбой" в подарок. "Мы с ним не созванивались, ни списывались. Ничего. Но он был. Он очень любил беречь дружбу. Наши отношения были, потому что был Леня. Нежный мужик был Леня", - говорит Юдин голосом Меньшикова. Володя Нургалиев, служащий в театре, становится коллегой Яриком Журавлевичем: это пунктик про гастроли, про вездесущие окуневские пирожки и сало. Кофе в турочке, банкеты с горячительным, поездка в Великий Новгород, где после показа снова - рыба, рыба, рыба с хлебом, иностранным критикам на зависть… Глава "Угощение", как уже ясно, про хлебосольство директора. Она самая длинная и веселая. Кто сыт, тот и весел.
А "Человек" - про поиск своей колеи. Тут говорят подруга детства, бывшая жена, дочь, двоюродный брат, типичный человек из 90-х, охранница, монтировщики. Анализируют, ищут совпадения, дают объяснения личности Окунева: как в лихое время вместе с другом-бизнесменом Виктором Загоруйко придумал в самом страшном районе Тюмени открыть театр, как балагурил, как кепочку носил. А "Память" - это когда все актеры разом расходятся по залу, встают меж рядов и делятся со шмыгающими носами зрителями иными подробностями. В этой, казалось бы, какофонии из десятков голосов рождается нечто удивительное - сильнейший аккорд, восклицательный знак, совершенное математическое число. В подтверждение того, как много сделал Окунев для молодежи города, для города вообще, для культурных и театральных миров.
Нашлось в спектакле место "Волшебному капустнику" из музыкальных выходов. Говорят, Леонид Григорьевич на самом деле не очень-то любил свой день рождения, но ребята всегда мастерили для него номера, поздравляли от души. Были они и тут, номера эти, - пронзительно про "голубые глаза" от жены Анастасии Олейник, напористый рэп звучал от Журавлевича, и Ирина Ширикова пела. А в конце с экранов сказал уже он сам. В одном из последних видеоинтервью Окунева попросили пожелать людям что-нибудь перед полетом на Марс (абсолютно пророческая вещь: белый фон, стул и герой - как на заседании самого Верховного суда). Знаете, что он сказал?! Любите, говорит, земляки, друг друга. Все несчастья - от нелюбви.
А я добавлю: ходите, земляки, в театр, и, если еще не умеете, он научит вас тонко чувствовать все дальнее и близкое, сущее и даже призрачное.