Веселая Блаватская и акробатическая лезгинка
Михаил Левитин-старший (ему сейчас 79 лет) создал театр "Эрмитаж" в конце 80-х (а в предшественнике "Эрмитажа", Театре миниатюр, он вообще с 1978 года!) и бессменно его возглавляет все это время. То есть, перед нами один из немногих оставшихся "авторских" театров. (Бурную "внешнюю" историю "Эрмитажа" оставим за кадром). Можно сказать, что подход, продемонстрированный в данной постановке, носит все отличительные черты левитинского почерка, не слишком изменившиеся с позднесоветских времен. Это, повторим, увлекательная (и вовлекающая аудиторию) стихия игры, тяга к абсурдным комическим ситуациям на сцене, особое внимание к оформлению спектаклей, высокие требования к "синтетическим" умениям актеров – вплоть до акробатических навыков. При этом смысл пьесы рождается прямо перед нами, из действий актеров, из их контакта с залом. Конечно, сегодня все это выглядит немного странно. Мода давно изменилась. Но, строго говоря, что с того, если сценография и костюмы (художник Гарри Гуммель) – на высоком уровне. Музыкальному оформлению может позавидовать любой театр оперетты. Хореография актеров местами переходит в акробатику (Хетаг Гасиев, исполнитель лезгинки, натурально, творит чудеса). Зрители, их было множество (уже много лет театр играет в помещении на Новом Арбате, а не в саду "Эрмитаж" – но это, повторю, отдельная тема) – в восторге. Например, потому, что в спектакле множество отсылок к хорошо известным публике культурным образцам. Вплоть до участвующей в действии огромной пушки из фильма "Цирк". Конечно, литературный материал просто затмевается всем этим бурлеском. Но, скажем прямо, Левитин-младший создал не вполне пьесу, скорее, либретто, оставив необозримое поле для работы своего отца и его артистов. Так что ни одно драматургическое сочинение не пострадало. Поэтому так ли важно, о чем речь? Ну ладно, скажу в нескольких словах. Середина девятнадцатого века. Тифлис. Молодая Елена Блаватская, этакий бесенок в юбке, вносит сумятицу своим эксцентричным поведением и идеями в среду аристократических родственников и их знакомых. В этом кругу – будущий глава кабинета министров Сергей Витте (в момент действия пьесы – еще ребенок). На месте поклонников Блаватской я бы за нее обиделся (характерно, что автор сочинения в программке называет ее "международной авантюристкой"; смело). Да и не все ли равно, как зовут эту жизнерадостную даму, устраивающую чехарду среди родни к восторгу публики? Спектакль, конечно, мог быть и покороче – больше трех часов с двумя антрактами это для буффонады чересчур. Тем более, что первая часть, где эксцентрики поменьше, явно проигрывает оставшимся двум. В общем, если не искать особого смысла, не размышлять о театральной моде, а просто радоваться происходящему – "Веселая женщина" развеселит вас и впрямь.