"Человек среднестатистический". Театр Ермоловой. Режиссёр Дмитрий Мульков.
И Дмитрий Мульков это доказал. И мне, и всему залу! Поэтому моя рецензия будет одой смелости создателя! Существует шутка, что хороший режиссёр может увлекательно поставить даже телефонную книгу. И это как раз тот самый случай. Только вместо телефонной книги – сухая статистика. Создатели спектакля взяли самые обычные статистические данные о россиянах: о том, как выглядит среднестатистическая семья, чем они питаются, где работают, где отдыхают, сколько раз занимаются сексом и так далее. И все это сухими строгими фразами в стиле ВЦИОМ. (Ни слова отсебятины – только официальные данные официальным языком). Данные озвучивал прекрасный актер Данила Казаков очень звучным ярким голосом, прямо как диктор Игорь Кириллов в лучшие годы. А в это время на сцене нам показывали жизнь среднестатистической российской семьи Ивановых. Мама Екатерина (Наталья Сычева), папа Александр (Александр Замураев), сын Максим (Вячеслав Харитонов) и кот Барсик (в исполнении Михаила Попова). Никаких конфликтов, обычный быт как в шоу "За стеклом". Люди встают, одеваются, завтракают, перебрасываются очень короткими незначащими фразами. Но каждое их действие комментируется статистикой. Завтрак готов. А на завтрак омлет, потому что столько-то процентов россиян едят на завтрак яйца, столько-то кашу, столько-то творог и так далее. Но в этом отсутствии конфликтов и есть сильнейший конфликт, который раскрывается медленно, но доходит до настоящего апофеоза к концу спектакля. Пантомимное действие не разбавлено никакими шутками, гэгами. Это набор сплошных штампов, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Но в этом среднестатистическом заштампованном действии рождается уникальная магия. Я и представить себе не мог, что слушать сухую статистику и видеть ее же в визуальном воплощении может быть и смешно, и грустно, а в некоторых эпизодах – сюрреалистично. Создатели спектакля собрали воедино, наверное, все возможные жанры, и это получилось цельно. Настолько мастерски подобраны данные, настолько органично сплетено одно с другим. После каждого блока статистики зал буквально взрывался аплодисментами. Хотя почему? Фактически ничего же не происходит? Но нет! Происходит! Только не явно, а внутренне. Тем не менее, это захватывает, это гипнотизирует. Мы быстро проникаемся проблемами этой среднестатистической семьи, мы по-настоящему начинаем их любить. И создатели их тоже любят. Это видно сразу. Нет ни стеба, ни издевательства. Все сделано действительно с душой. И эта душевность, конечно же, передается в зал. И вот – апофеоз. Уставшая женщина, пришедшая с работы и убравшая квартиру, читает перед сном очередную популярную среднестатистическую книгу по психологии и усталым голосом произносит фразу: "Я не лосось!". И эта фраза звучит как молитва, как обращение ко всем высшим силам, как призыв к единению. Парадокс. Героиня произносит за весь спектакль всего пять или шесть фраз, но выясняется, что много слов и не нужно. Достаточно просто сказать: "Я не лосось", — и всем все будет понятно! И это настолько четко раскрывает характер не одной, а всех женщин страны!.. Разумеется, после спектакля я подошел к режиссеру и поблагодарил его за смелость! Хотя благодарить надо не только его. И худрука театра Олега Меньшикова – тоже. Перед спектаклем Олег Евгеньевич признавался, что главный принцип проекта "1.5" – заключается в том, что никто, включая его самого, не знает, что именно представит режиссёр, и абсолютно никто не вмешивается в процесс. И это, наверное, правильно. Представьте себя худруком, к которому приходит молодой режиссёр и говорит: я хочу поставить спектакль на основе сухих данных ВЦИОМа. Я думаю, немногие бы решились дать на это карт-бланш. А в театре Ермоловой – не знали, о чем спектакль, доверились молодому таланту, и все получилось! Я не буду говорить о том, что это лучший спектакль сезона, не нужно перехваливать молодых режиссеров. Но то, что это самый парадоксальный – и неожиданный спектакль – это 100 процентов. Мэтры режиссуры сидят, думают о том, как в очередной раз необычно поставить "Трех сестер", "Чайку" или другую классику. А молодой зубастый смельчак – берет и ставит статистику, и получается по-настоящему народная постановка! Обращаюсь к режиссеру: "Дмитрий! Смелость, человечность, умение чувствовать людей – ваш конек! Идите вперед и не останавливайтесь! Вы уже всем все доказали". И к худрукам театров обращаюсь: "Вот он, молодой талант! Берите! Не прогадаете!" И к зрителям обращаюсь: "Идите! Непременно идите на "Человека среднестатистического". В феврале будет еще два показа. Это надо посмотреть. Даже нет, не так: это НАДО (!) посмотреть. Это действительно для всех. Редчайший случай, когда спектакль будет интересно посмотреть и академику, и грузчику без образования, и взрослым, и детям. Проблемы среднестатистической семьи – НАШИ проблемы. Их радости – НАШИ радости". Тем более, что главный принцип стоимости билетов в рамках проекта "1.5" – они не могут стоить дороже полутора тысяч рублей. Так что возможность есть у всех!