В Екатеринбурге на открытии музейного проекта показали летающего дракона

Организуя первую выставку 2025 года, сотрудники Свердловского краеведческого музея понимали, что интерес россиян к древнейшей культуре восточного соседа будет высоким, но не могли и предположить, насколько именно. Главное здание музея - вообще-то не маленький особняк Поклевских-Козелл - не смогло вместить всех желающих, и открытие пришлось проводить… дважды.

В Екатеринбурге на открытии музейного проекта показали летающего дракона
© Российская Газета

Фестиваль китайской культуры приурочен ко дню рождения "Школы Конфуция". Международный проект "Институты и Классы Конфуция", который курирует правительство КНР, помогает знакомить людей разных стран с китайским языком и культурой. Он действует в 146 странах, и "Школа Конфуция" Российского государственного профессионально-педагогического университета, работающая в Екатеринбурге с 2007 года, не раз признавалась одной из лучших в мире.

Запуск нового музейного проекта и в самом деле стоил того, чтобы, отстояв в очереди, принять в нем участие. Зрителей ждали китайские танцы, музыка и даже летающий дракон: проплыв над головами гостей, он устроил зажигательное шоу, а потом терпеливо фотографировался со всеми желающими. Восхищение вызвало дефиле в костюмах к опере Игоря Стравинского "Соловей" театрального художника Нины Рагозиной, отдельный интерес - занятия с китайскими мастерами каллиграфии и оригами.

- Главное в отношениях стран - симпатия между народами, и сейчас отношения Китая и России находятся на самом высоком уровне, - не воспользовавшись услугами переводчика, отметил консул по образованию Генконсульства КНР в Екатеринбурге Сунь Лайлинь. - Надо знать язык друг друга, и гуманитарный обмен должен непрерывно развиваться. В Год культуры Китая и России организован ряд мероприятий. Я видел работы художников, побывавших во многих провинциях моей родины. Нас тоже интересует русская культура, у нас много общего.

Наши страны действительно многое объединяет, подтверждает художник из Екатеринбурга Ольга Алиева. Вместе с супругом Дмитрием Васильевым они много лет совершают творческие экспедиции по Китаю. Дмитрий в свое время учился в Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина вместе с китайскими студентами, и теперь однокашники, ставшие известными художниками, работают вместе: китайские авторы приезжают рисовать Верхотурье и Тобольск, а уральцы встречают радушный прием в заповедных уголках Поднебесной. Далекий, загадочный и непонятный для непосвященных Китай в портретах, пейзажах и жанровых картинах так полюбивших его уральских художников выглядит вполне, так сказать, по-свойски.

Вторая выставка, "Обращаясь к старому - открываешь новое", знакомит с восточной коллекцией краеведческого музея. Первые раритеты в конце XIX века привозили члены Уральского общества любителей естествознания, выезжавшие по долгу службы в страны Востока. Китайские вещицы поселились в Екатеринбурге благодаря торговому пути, проходящему через Урал в европейскую часть России. Тончайший фарфор, монеты, национальная одежда, посуда, предметы быта, фантастической красоты мебель… Меня, например, поразила расшитая цветами шелковая туфелька для "лотосовой ступни": об этой традиции я, конечно, слышала, но в самом деле лучше один раз увидеть.