На Ставрополье провалились попытки реформировать общественный транспорт

В Ставропольском крае, и в частности в региональной столице, за последние годы скопилась масса проблем с общественным транспортом, которые буквально с каждым месяцем становятся только острее. Попытки их решить либо проходят без ожидаемого эффекта, либо вовсе не удаются и лишь съедают выделяемые бюджеты. Из-за этого управление электротранспортом хотят возвратить в руки властей муниципалитетов.

На Ставрополье провалились попытки реформировать общественный транспорт
© Российская Газета

Об этом губернатор края Владимир Владимиров заявил на недавней пресс-конференции. Тем самым признан провал разработанной в чиновничьих кабинетах реформы работы общественного транспорта в регионе.

Среди основных причин этого называется малое количество и плачевное состояние троллейбусов и трамваев, отсутствие выделенных полос в краевой столице, срывы заключения контрактов на перевозки и торгов на закупку новой техники, дефицит водителей, а также слабая транспортная связь между муниципалитетами.

Если не удастся купить новые троллейбусы, то в Ставрополе останется три маршрута, остальные просто исчезнут

Еще в начале 2023 года руководство Ставропольского края анонсировало возможное разделение министерства дорожного хозяйства и транспорта региона на два отдельных ведомства. Изменения связали с переходом в 2021 году под управление края двух основных местных электротранспортных предприятий - ставропольского троллейбуса и пятигорского трамвая.

Кроме того, из-за убыточности многих межмуниципальных маршрутов постоянно возникают сложности с работой автобусов, курсирующих между населенными пунктами внутри края. Для решения этих проблем власти сообщили о намерении создать новое транспортное предприятие, которое бы заменило коммерческих перевозчиков. Однако к началу 2025-го отдельного минтранспорта на Ставрополье так и не появилось.

"Пока транспорт находился в муниципалитетах, вопросы мало-мальски решались. Как мы от муниципалитетов их оторвали и перевели на краевой уровень, они начинают каждый день на нас виснуть. Получается, что мы проблему оторвали от центра принятия решений, перенесли через колено к себе и теперь начинаем, как ужики, тут выскакивать. Поэтому, скорее всего, мы эту систему поменяем", - признался губернатор.

Правда, по мнению экспертов, если это произойдет, то на работе электротранспорта в крупных городах - Ставрополе и Пятигорске - это может отразиться далеко не в лучшую сторону.

"Мне кажется, город просто финансово не вытянет ни приобретение новой техники, ни нормальную оплату работы маршрутов по региональному тарифу. Рынком будут рулить перевозчики, а общая управляемость может оказаться нулевой. Если не удастся получить в этом году новые троллейбусы, то в Ставрополе останутся три маршрута, остальные станут деградировать, так как парк стареет, выпуск падает. Возможны и другие негативные последствия", - отметил в разговоре с корреспондентом "РГ" известный ставропольский урбанист Андрей Черняко

Кстати, закупка 45 новых троллейбусов для столицы региона, которую анонсировали еще в 2023 году, сорвалась. Федеральный бюджет выделил на них 1,5 миллиарда рублей, но победитель первых торгов смог доставить только три машины, поэтому контракт разорвали, а вторые торги и вовсе не состоялись. В миндоре Ставрополья сообщили, что краю одобрили перенос средств на 2025 год, а новая попытка закупить "рогатых" ожидается в первом квартале.

Далека пока от решения и проблема с деятельностью маршруток, перевозящих людей из небольших сел в более крупные населенные пункты. К примеру, только после вмешательства прокуратуры маршрутки вновь стали ходить между административными центрами и поселениями Туркменского, Ипатовского, Апанасенковского и Арзгирского округов.

Кроме того, властям на местах приходится в "ручном режиме" запускать автобусы, чтобы люди могли добраться хотя бы в райцентр. И каждый раз надзорному ведомству приходится констатировать, что "надлежащие меры, направленные на обеспечение пассажирских перевозок граждан, в течение длительного времени не принимались".

А вот власти на местах даже не обращают внимания, с какими трудностями сталкиваются их земляки, словно ездят по другим дорогам. Или из окна их персональных авто все видится по-другому?