Православная артель расписывает главный собор столицы Кыргызстана
Несмотря на то что прямо сейчас художники православной артели "Радость" занимаются сложнейшей и уникальной работой - стенописью в Свято-Воскресенском кафедральном соборе в столице Кыргызстана, добраться до ее руководителя Бориса Алексеева оказалось достаточно трудно физически. Ведь работы проходят буквально под самым сводом храма - на высочайших лесах. Именно такую "творческую картину" наблюдают прихожане в соборе уже на протяжении нескольких месяцев.
- Борис Алексеевич, как вы вообще оказались в Бишкеке и какая задача перед вами была поставлена?
Борис Алексеев: Первая встреча с Кыргызстаном у нас произошла в 2016 году, когда нас пригласили расписывать Храм имени святого благоверного великого князя Александра Невского при объединенной российской военной базе ОДКБ "Кант". Еще тогда возникла идея, что нужно расписать и собор в Бишкеке. И вот по прошествии почти восьми лет - в 2024-м - епископ Савватий пригласил нас для выполнения этой ответственной работы.
- С какими чувствами и мыслями возвращались сюда?
Борис Алексеев: В 2016-м мы уезжали из Кыргызстана совершенно очарованные Чуйской долиной, удивительными горами Тянь-Шаня. Это как седьмое чудо света! Во время отдыха нас возили в горы, где мы пили кумыс, смотрели на вольных лошадей. Такое не забывается! И домой, в Москву, мы ехали с огромным зарядом бодрости, совершенно не чувствуя усталости, ведь и роспись проходила в приподнятом настроении. Получив приглашение владыки, мы возвращались в Кыргызстан с большой радостью.
- Сколько храмов, соборов ваша артель расписала за время своего существования?
Борис Алексеев: Почти за 20 лет работы мы расписали порядка 25 храмов в самых разных частях света. Много работали в Москве. Наиболее известный пример - храм Георгия Победоносца на Поклонной Горе. Занимались благоукрашением двух храмов в Беларуси. Были и такие удивительные работы, как в церкви Воскресения Христова в Рабате - столице Марокко. Такая вот у нас была необычная поездка в центр исламского государства.
Собственно говоря, наша профессия такова, что ведет туда, где есть православная церковь. А она везде! Даже в Северной Корее. Да, там, в центре Пхеньяна, стоит храм Живоначальной Троицы. Он был построен в начале двухтысячных по личному указанию тогдашнего руководителя КНДР Ким Чен Ира. Он очень интересовался православием и любил посещать храмы во время визитов на Дальний Восток России.
- Борис Алексеевич, вам ли не знать, что такое намоленное место... Каким вам открылся кафедральный собор в Бишкеке?
Борис Алексеев: У этого храма своя история, и очень интересная. Ежедневно сюда приходят сотни людей, оставляя здесь с молитвой частичку своей души. Конечно же, это не проходит бесследно. Все это буквально впитывается в стены, создавая особый, духовный аромат собора. Здесь ощущаешь внутреннее тепло. Это особенно ценно и, кстати, очень помогает в работе.
Впервые за годы работы в храмах я столкнулся с такой геометрией свода - полуцилиндрической, протяженной. Она очень напоминает древнеримские и византийские христианские базилики. Только потолки там, как правило, были плоскими. И это отличие придавало нам художественного, профессионального азарта. Нужно, чтобы потолок получился не скучным по своему композиционному строю, а, я бы даже сказал, живым, ведь это имеет огромное значение. И, повторюсь, вот это ощущение огромной православной базилики не в средиземноморских и византийских пределах, а в совершенно ином месте, в горной республике Центральной Азии, просто удивительно!
- Эскиз предложили вы или работаете по заготовкам?
Борис Алексеев: Конечно, были наброски и пожелания от владыки и предложения от нас - в том, что касалось формата изображения выбранных праздников. Мы немного добавили орнаментов, разнообразили композицию, чтобы все смотрелось гармонично.
Работаем мы силикатными красками - они очень хорошего качества. И, главное, не закупоривают стену, позволяя ей дышать. Сейчас многие пишут маслом, акрилом. Выглядит это вроде бы, неплохо. На деле это ужасно, потому что создается полимерная пленка, которая не пропускает и накапливает влагу. В результате загнивают материалы. Исправить последствия очень трудно, если вообще возможно. Поэтому для росписи таких присутственных мест, коими являются храмы, мы выбираем "дышащие" краски.
Ключевой вопрос
- С какими трудностями вы столкнулись работая в Бишкеке?
Борис Алексеев: Несмотря на то что команда, задействованная здесь, невелика - шесть человек, мы справляемся. Хотя и технически, и физически работа достаточно тяжелая, поскольку происходит на очень сложных, высоких лесах. Их, кстати, руководство храма устанавливало своими силами. Не все получалось сразу, проблем было предостаточно, но владыка и Епархия справляются. Причем мы наблюдали, как иной раз решение приходило буквально "из воздуха". Бывают ситуации, когда думаешь: ну это решить никак невозможно! А вот с Божьей помощью все удивительным образом налаживается. И это, наверное, свойство этого собора, буквально пронизанного светом Господним.