В прошлом учебном году одиннадцать классов окончили меньше процента детей цыган

В 2023-2024 учебном году в российских школах учились 47 046 детей цыган. Это на 1,91 процента меньше, чем годом ранее. В том числе в начальных классах 28 092 — 59,7 процента от общего количества, в средних 18 571 — 39,5 процента, в старших 383 — только 0,8 процента. В 2022-2023 учебном году — 28 742 ребенка, 18 672 и 547 соответственно. Чем вызвала такая динамика, разбиралась «Парламентская газета».

В прошлом учебном году одиннадцать классов окончили меньше процента детей цыган
© Парламентская газета

Информацию о выполнении комплексного плана мероприятий по социально-культурному развитию цыган опубликовали на своих официальных сайтах Минпросвещения и Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН).

«В период Советского Союза статистика была значительно лучше, — сказал «Парламентской газете» кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, участник Всемирного цыганского конгресса Петр Царьков. — Многие цыгане заканчивали восьмилетку, отдавали своих детей в школу. Им бесплатно выдавали учебники, одежду как многодетным. Ведь традиционно это большие семьи. Отчасти поэтому эта проблема была если не решена, то была не столь актуальной, не в таких масштабах».

Сейчас получать образование меньше стремятся жители цыганских поселков, добавил эксперт.

«Часто там трудности с логистикой, в частности, недоступны школьные автобусы, физически тяжело добираться до школы, — отметил Царьков. — Поэтому им необходима помощь. Нужно мониторить расположение поселков, организовывать транспорт, разрабатывать специализированные учебные программы».

Член президентского Совета по правам человека Кирилл Кабанов обратил внимание на то, что многое зависит и от многовековых традиций различных цыганских общин.

«Конечно, важно учитывать культурные особенности, но право на образование — фундаментальное право каждого ребенка независимо от национальности, — считает первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. — Низкий уровень образования приводит к социальной изоляции, безработице, бедности и маргинализации».