Масочный режим

А Лермонтов? Ну, Лермонтов… Строго говоря, перед нами сценическое воплощение пьесы некоего Семена Саксеева с подзаголовком "Театральное исследование природы любви". А вот уж в основу своего сочинения неведомый господин Саксеев, как сказано, положил и "Маскарад" Лермонтова, и даже рассказ Шницлера, знакомый нам по "Широко закрытым глазам" Стенли Кубрика. Говорят, Саксеев – это сам Шерешевский. Почему нет? Дело известное, никто лучше тебя самого твой замысел не поймет. Тем более, это, конечно, не пьеса, а чистой воды либретто, то есть в литературном смысле ее не существует. На сцене мы видим смешение всего и вся, местами увлекательную, местами несколько утомительную (все же больше трех часов) солянку. История (происходящая в наши дни) во всем этом решительно теряется. Судите сами: режиссер, помимо основной истории (60-летний профессор-лермонтовед Арбенин ревнует свою молодую жену к сыну знакомого олигарха, а того возжелала собственная мачеха, которая, в общем, и затеяла интригу!), уходит в сторону криминальных воспоминаний о убившем и расчленившем свою жену ученом, интернет-трансляций об игре в покер, и прочее, и прочее… Наконец, чуть ли не половину второго действия мы наблюдаем на сцене какой-то Театр.doc с утомительным, увы, обсуждением современной культуры отмены и проблем лермонтоведения. Тут проблема вот какая. Несомненный пример и образец режиссерских решений такого рода, Константин Богомолов, во-первых, всегда имеет концепцию, железно скрепляющую все действие (тех же пятичасовых "Карамазовых" на этой же сцене). Во-вторых – он неизменно холодноват, даже циничен иной раз. А если с концепцией проблемы, то спектакль просто разваливается (и такое мы видели не раз). Здесь же концепция отсутствует (вернее, она даже декларируется, но не более того – мол, нынче проблемы чести решаются не так, как во времена Лермонтова, больше в публичном пространстве, да в соцсетях). С другой стороны, и пылкости, горячности, романтизма у Шерешевского поболе. Нина Арбенина - Мария Фомина Декорации (художник Надежда Лопардина) удачно предлагают нам совмещенное пространство набережной в классическом стиле (тут тебе и напоминание о лермонтовской эпохе, и тема с несчастной жертвой ученого, утопленной в речке) и квартиры с кухней, спальней, и даже ванной. Впечатляюще выглядит и сцена рокового маскарада – о да, она тут есть (сын олигарха Звездич, в исполнении Игоря Козырева, в одном из закрытых элитных клубов предался страстям с некой анонимшей-маской, думал, с Ниной, оказалось – тут СПОЙЛЕР – со своей мачехой). И еще экраны, экраны повсюду, так любимые режиссером. Как-то приходилось писать (по поводу его версии "Марии Стюарт" в МТЮЗе), что дублирование всего происходящего на огромный экран, служащий фоном, собственно, заставляет нас усомниться, что мы находимся в живом театре. Видео, как дополнение к собственно театральному действию. Интересные ракурсы, дополнительные, например, боковые планы – которые в принципе не видны из зала – пожалуй. Видео ВМЕСТО театра – уж увольте. Но вот какова главная удача спектакля: главный герой в исполнении Игоря Верника. В общем, все представление очень похоже на его бенефис. Он тут везде, во всех линиях, во всех практически сценах. Горяч до истеричности. Страдающий, что называется, "на разрыв аорты". Это скорее не психологический герой драмы, но герой оперы, со всеми преувеличениями. Не самое обычное зрелище на сцене МХТ! Тут интересна, конечно, актерская судьба. Переигравший уже чуть ли не весь классический репертуар, Верник – пример актера, все еще настолько стремящегося вырваться из своего былого амплуа (ну, всех этих "золотых мальчиков" 90-х), что эти попытки превратились в новое амплуа. Верен он ему и тут. Отдельно скажем об "откровенности" сцен. Времена нынче такие, что с этим лучше не рисковать – но мы видим, видим, куда постановщик пошел бы, если бы "было можно". Например, шторку в ванной убрал бы. Или представил красивых Марию Фомину (Нина) и Юлию Витрук (мачеха Звездича), и так радующих глаз красивым бельем, в более откровенном виде. Собственно, один из источников либретто-спектакля, фильм Кубрика, к тому и подвигает. В общем, "Маскарад с закрытыми глазами" – несомненно, является ярким зрелищем. И в таком виде, очевидно, интересен публике. Этот факт ни один современный театр, конечно, игнорировать не может. Да и нужно ли?

Масочный режим
© Ревизор.ru