Дивный «Новый мир»: ему покорны все возрасты и не страшен цифровой форс-мажор
Легендарный толстый журнал «Новый мир» отмечает вековой юбилей: 100 лет назад (18 января) вышел его 1-й номер. Кстати, в нём была напечатана знаменитая статья Ленина «О диктатуре пролетариата», которую не опубликовали при жизни вождя.
И в то же время в этом журнале находилось место для «Чёрного человека» Сергея Есенина, повестей Горького и рассказов Бабеля…
Многие публикации «Нового мира» становились в прямом смысле историческими вехами. Например, публикация рассказа Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962, № 11) дал старт для откровенного обсуждения нашей истории.
Благодаря этому изданию Россия узнала о поэте-эмигранте Иосифе Бродском.
О том, чем сегодня живёт легендарное издание, «Свободной Прессе» рассказал главный редактор журнала «Новый мир» Андрей Василевский.
«СП»: Андрей Витальевич, сегодня существует масса источников информации: поэты, писатели и публицисты ведут свои блоги, открыты электронные библиотеки. В чём предназначение толстого журнала со столетней историй в новом веке?
- Во-первых, у нас по-прежнему есть бумажная основа, которую можно при желании пощупать руками. Которая не растворится бесследно в случае гипотетического цифрового форс-мажора. Она свидетельствует: это - не один из многих интернет-журналов, это «тот самый» «Новый мир» с узнаваемой голубой обложкой.
Во-вторых, я об этом много раз говорил раньше: мы предлагаем читателю не авторов, не отдельные произведения, а журнал как целое. То есть нам не нужно оценивать конкретного автора с коммерческой точки зрения, это важно.
В-третьих, мы журнал «с историей». Можно сказать: со своим «мифом». Это тоже важно. Особенно для новых, молодых литераторов, которые тоже у нас печатаются. А не только мэтры из старшего и очень старшего поколения. Но, понятно, что «старшие» для нас в приоритете.
«СП»: Какова ваша аудитория по численности?
- Бумага уже давно — с начала 90-х годов — всё сжимается и сжимается, и не только у нас. Так называемый «средний книжный тираж» тоже постепенно уменьшается, на этот счет есть выразительная статистика Российской книжной палаты. Мы печатаем в этом году 1600 экземпляров.
Но основная аудитория, конечно, в сети (поскольку сам институт подписки на бумажные издания хоть и существует, но исторически уже — увы! — неактуален.)
Нас читают много, но бесплатно. Технически у нас на сайте предусмотрена возможность включить «плату за чтение», но мы этого не делаем, потому что большинство наших сетевых читателей платить не будут, а переключатся на что-нибудь другое.
«СП»: Интеллигенция остро переживает текущую политическую ситуацию: СВО, противостояние с Западом. Отражается ли это на сегодняшней жизни «Нового мира»?
- Отражается, но не радикально. Какая-то — меньшая — часть авторов постепенно отвалилась. Отражается ли злоба дня на страницах «Нового мира»? В прозе и статьях — нет, в поэзии — да, но скорее лирически, а не «публицистически». Вот, например:
Ах, как хочется очнуться
И войну не выбирать.
Там, глядишь, стихи вернутся,
Чтобы дома умирать.
Но в каком, не помню, веке —
Голос тихий говорит —
Были персы, Спарта, греки,
Фермопилы, Леонид.
Был ещё сосед по парте —
Он за родину погиб.
За один её на карте
Незначительный изгиб.
(Мария Козлова, «Новый мир», 2023, № 3)
«СП»: Какие открытия подарит нам "Новый мир" в наступившем году?
- Специфика толстого ежемесячного журнала такова, что мы не можем знать достоверно, какие именно произведения каких авторов мы напечатаем до конца года. Понятна ближайшая перспектива — на сколько-то номеров (в январе — рассказы Юрия Буйды и Игоря Малышева, стихи Александра Кушнера, Юрия Ряшенцева, Светланы Кековой; в феврале — мемуары поэта Алексея Алёхина).
Журнал — это структура: в номере 240 полос, в нем должны быть — проза разного объема, подборки стихов, статьи, рецензии, библиография, иногда пьесы... А каким именно контентом эта традиционная структура будет залита, проясняется постепенно — в темпе самой жизни. Будут ли там «открытия»? Поживем — увидим.
Но кое-что могу сказать заранее. Мы уже много лет проводим открытые Конкурсы коротких эссе для всех желающих. Они приурочены к тем или иным литературным юбилеям, связаны с творчеством тех или иных замечательных литераторов. В августе исполнится 100 лет со дня рождения прозаика Юрия Трифонова и в августе же будет 50 лет с момента публикации его повести «Другая жизнь» в «Новом мире». Все поступившие эссе вывешиваем на нашем сайте, победителей Конкурса печатаем «на бумаге». Объявление о начале Конкурса своевременно появится в соцсетях.
Своим отношением к «Новому миру» со «Свободной Прессой» поделился председатель правления Московской городской организации Союза писателей России, главный редактор «Литературной Газеты» Максим Замшев:
- «Новый мир» относится к великому пулу толстых литературных журналов, которые оказывали огромное влияние на культурную жизнь в СССР, а впоследствии в России. Появился он на заре Советской власти, когда в обществе шли сложные неоднозначные процессы. Патронировал журнал Луначарский. Журнал оказался на острие общественного внимания.
Особенно заметным стал послевоенный период, когда журнал возглавляли такие известные советские писатели, как Константин Симонов и Александр Твардовский. В эти годы журнал открывал имена, пробивал смелые рискованные публикации от Солженицына до Дудинцева.
Он стал любимым чтением советской интеллигенции. Если помните, в фильме «Покровские ворота» Хоботов в больнице читает именно «Новый мир». Целые поколения выросли на «Новом мире». Журнал отражал чаяния свободолюбивой части советского общества. О его противостоянии с более консервативным «Октябрем» ходили легенды.
«СП»: Какие открытия «Новый мир» сделал лично для вас?
- В годы перестройки, когда толстые журналы переживали последний бум, каждый номер таил в себе сенсацию. Тогда в тренде была «возвращенная литература», и журнал печатал много произведений, которые до этого были недоступны широкому читателю. Тогда я стал читателем этого журнала и остаюсь им до сих пор. Под редакторством известного писателя Сергея Залыгина журнал имел огромные тиражи.
Постсоветское время выпало нелегким для толстых литературных журналов, приходилось бороться с рынком, энтропией и глупостью. Отвечать на хамоватый вопрос: зачем вы вообще нужны? Но «Новый мир» выстоял. Сейчас, под руководством Андрея Василевского журнал развивается, остается чутким ко всем движениям нашей литературы и культурной жизни. Я по-прежнему остаюсь его читателем и всем рекомендую.