Ольга Галактионова стала новым директором ГМИИ им. А. С. Пушкина

Никогда такого не было, и вот опять. Не прошло и двух лет, как Марина Лошак ушла с поста директора ГМИИ им. А. С. Пушкина незадолго до завершения ее второго контракта, и директором знаменитого музея была назначена Елизавета Лихачева, как 17 января 2025 года министр культуры РФ Ольга Любимова объявила о новой перестановке. В директорском кресле ГМИИ им. А.С. Пушкина - Ольга Николаевна Галактионова, которая с 2021 года возглавляла РОСИЗО.

Ольга Галактионова стала новым директором ГМИИ им. А. С. Пушкина
© Российская Газета

О причинах перемен официальной информации нет. Но судя по тому, что в самом конце декабря Елизавета Лихачева рассказывала журналистам о сделанном в прошлом году и о планах на 2025 год, эти перемены были внезапными. По крайней мере, и для бывшего директора, и для сотрудников Пушкинского.

Гадать о причинах смысла нет. Конструктивнее, по-моему, обратить взгляд на сделанное ею. Кроме смены логотипа и фирменного стиля (вместо силуэта главного здания Пушкинского логотипом стали две буквы "ПМ", спрессованные в один знак), завершена "реэкспозиция". Хоть слово ново, оно подразумевает возвращение к прежней концепции показа старых мастеров в залах музея. За время возвращения к незабытому старому ряд картин были реставрированы. И, к слову, на праздники именно в залах старых мастеров на первом этаже зрителей было очень много. По крайней мере, точно не меньше, чем на выставке "Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века".

Оставив в стороне строительство музейного городка, которым теперь занимается Минстрой и которое от музейного руководства никак не зависит, нельзя не заметить, что условия, в которых Лихачева вступила на пост директора, были весьма жесткими. Незавершенная стройка и разработка планов будущих экспозиций, с одной стороны. С другой - отсутствие международных проектов, благодаря которым ГМИИ им. А. С. Пушкина всегда выглядел московским окном в Европу. Тем не менее, Елизавета Лихачева за год и десять месяцев своего директорства успела подготовить несколько интересных проектов.

Это прежде всего проект "Неизвестный Щукин" (куратор Алексей Петухов), ставший открытием и для зрителей, и для музейщиков. Ставка на исследовательский потенциал - вполне в традициях музея, который профессор Иван Владимирович Цветаев создал из университетского кабинета древностей.

Точно так же в традициях Пушкинского - опора на частные коллекции. Музей личных коллекций, созданный по инициативе Ирины Антоновой и Ильи Зильберштейна, ставший одним из отделов музея и временно закрытый (увы!) из-за ремонта, - тому свидетельство. Продолжением этих традиций стала выставка "Три времени Рима", кураторами которой были Елизавета Лихачева, Максим Атаянц, Василий Успенский, Александр Конев. Выставка соединила великолепную коллекцию гравюр с видами Вечного города XV-XVIII веков архитектора Максима Атаянца, подлинные фрагменты колонн, скульптур, мозаик древнего Рима и античные монеты из собрания Пушкинского, живопись из коллекций Дальневосточного и Нижегородского художественных музеев.

Среди других ярких проектов времени директорства Лихачевой, например, проект "Подруги", который высветил роль художницы Варвары Степановой как хранительницы огня футуризма и конструктивизма.

Разумеется, даже два полных года для любого музея - слишком малый срок для того, чтобы можно говорить о переменах в музейной жизни. Не потому, что у музеев в запасе (и в запасниках) вечность, а потому музейные проекты, как правило, планируются на несколько лет вперед - с учетом реставрации работ, договоренностей о выдаче произведений из других музеев и, наоборот, предоставления картин на выставки в другие музеи, подготовки каталогов и образовательных проектов. Поэтому новый руководитель как минимум год, работает по плану, составленному его предшественником.

Ольга Галактионова известна прежде всего как эффективный менеджер и продюсер. В ее бэкграунде - учеба в Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская Марка Захарова), и Нью-Йоркская академия киноискусства (New York Film Academy), где она изучала "продюсирование художественного кино и телесериалов".

Судя по информации ТАСС, карьера ее на телевидении и кино была весьма успешной: "В разное время Галактионова работала на телеканалах "ТВ-6" (программа "Театральный понедельник"), НТВ (дирекция по маркетингу) и на Третьем канале (в середине 2000-х годов вела рубрику "Личное время" в рамках одноименной передачи, а также программу "В моде"). С 2007 года на протяжении ряда лет была генеральным директором компании "Киносоюз", курировала в ней производство телепродукции. С 2009 по 2021 год Галактионова являлась гендиректором кинокомпании "Галактика", специализирующейся на театральных, кинематографических и телевизионных проектах. Автор и продюсер порядка 50 документальных фильмов".

В 2021 году она была назначена гендиректором музейно-выставочного объединения "РОСИЗО". За время ее руководства "РОСИЗО" сделало несколько крупных проектов на площадках Москвы и Петербурга. Это выставка "ДК СССР" в московском "Манеже", где были интересные разделы детской книги, архитектурные проекты советских домов культуры и проекты, присланные со всей страны на архитектурный конкурс мавзолея Ленина… Над этим разделом нависало огромное ухо Ильича - часть некогда громадной скульптуры вождя. Очень хорош был раздел, посвященный музыке… Проект стал лауреатом первой Национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева.

Хитами стали проекты "РОСИЗО" "Виктор Цой. Путь героя" в московском "Манеже" и "Первая позиция. Русский балет" в петербургском "Манеже". Недавняя выставка Русского музея в московском "Зарядье" "Павел Филонов. Художник Мирóвого расцвета" (куратор Евгения Петрова), как и выставка "Кукрыниксы" в московском "Манеже" тоже делались при участии "РОСИЗО".

Галактионова входит в комиссию Общественного совета при Россотрудничестве по вопросам популяризации российской культуры, традиционных духовно-нравственных ценностей и патриотического воспитания. Член экспертного совета Московской Арт Премии и жюри конкурса СМИ "Культура слова".

Кстати

"Музеи - лучшее место на земле". Елизавета Лихачева прокомментировала уход с поста директора ГМИИ им.А.С.Пушкина