ФСБ рассекретила показания палача Мартине Фойербахе

Центр общественных связей ФСБ опубликовал цифровые копии рассекреченных документов из архива Управления ФСБ России по Омской области о попавшем в плен в марте 1944 года немецком палаче штабс-ефрейторе вермахта Мартине Фойербахе.

ФСБ рассекретила показания палача Фойербаха о массовых казнях и планах Гитлера
© РИА Новости

Согласно документам, в 1941-1943 годах, совершая поездки с охраняемыми германскими военными эшелонами, "подвижный отряд", в котором служил Фойербах, зверски расправлялся с захваченными в плен советскими, венгерскими, польскими, югославскими партизанами и мирными жителями. В ходе допросов выяснилось, что Фойербах повесил 120 человек, лично отрубил головы 80 людям, десятерых казнил путем отсечения конечностей, двоих пригвоздил за руки и за ноги.

В ФСБ раскрыли, как Запад дестабилизирует обстановку на границе с Украиной

Отвечая на вопрос советских контрразведчиков о том, что ему известно о подготовке Германии к химической войне, Фойербах рассказал, что находясь в ноябре 1943 года в отпуске в Вене, он побывал в штурмовом отряде, где ознакомился с совершенно секретным циркуляром, датированным 10 ноября 1943 года и подписанным Гитлером и начальником штабов штурмовых отрядов Лутце.

В циркуляре говорилось буквально следующее: "Как только противник переступит границы собственно германской империи, будет применен газ. Самолеты будут сбрасывать химические бомбы, артиллерия начнет обстрел химическими снарядами. Все будет сделано для того, чтобы воспрепятствовать проникновению врага на немецкую территорию".

На обложке письма имелась красная печать: "хранить в строгой тайне". Циркуляр, по словам Фойербаха, был зачитан гауптштурмфюрером Карлом Шмидтом всему личному составу отряда...

Штабс-ефрейтор 213-го пехотного полка 73-й пехотной дивизии вермахта Мартин Фойербах, попал в советский плен 20 марта 1944 года в ходе боев за освобождение Керчи. Во время первичного допроса в Разведотделе штаба Отдельной Приморской армии (ОПАРМ) он попытался выдать себя за "члена австрийской Компартии, репрессированного германскими властями". При этом сообщил, что он "работал" в немецкой армии сапожником. Однако сослуживцы, попавшие вместе с ним в плен, сообщили о прошлом Фойербахе совсем другие сведения.

Из Разведотдела ОПАРМа Фойербаха доставили в Отдел контрразведки "Смерш" Отдельной Приморской армии. В ходе следствия "смершевцы" установили участие Фойербаха в зловещих преступлениях, совершенных им на территории Австрии, Польши, Югославии и Советского Союза.

Фойербах родился в 1915 году в Вюрцбурге, недалеко от Вены в семье столяра. Отец погиб в Первую мировую войну во Франции. После школы Фойербах поступил в ремесленное училище и получил профессию сапожника. В августе 1935 года Фойербах вступил во 2-й штурмовой отряд 69-го полка штурмовиков в Вене. Весной 1937 года Фойербаха за организацию в своей сапожной мастерской нелегального собрания австрийских нацистов арестовали и приговорили к семи годам тюремного заключения. В марте 1938 года после "аншлюса" Фойербах был освобожден из тюрьмы и продолжил службу в штурмовых отрядах СА оберштурмфюрером, что соответствовало в то время званию "обер-лейтенант" в вермахте. Именно в штурмовиках он освоил новую для себя "работу" профессионального палача.

"В апреле 1938 года в Вене была устроена облава на коммунистов и др.антифашистски настроенных лиц из населения города. В облаве принимали участие эсэсовцы, штурмовые отряды II/69 и II/70. Всего было задержано до 170 человек. По приказу руководителя штурмовых отрядов города Вена, оберштурмбаннфюрера Бек Рихард, все они должны быть повешены. Казнь произошла также в Брадер ночью. Лично я повесил 6 человек…Всего за 1938 год я казнил человек 40, принимая участие в, приблизительно, 10 расправах над коммунистами и лицами, выражающими недовольство гитлеровским режимом", - сообщил он на допросе.

Далее Фойербах продолжил свои показания:

"Всего в 1939 году я участвовал в четырех случаях казни антифашистски настроенного населения г. Вены, казнив лично более 80 человек.Дома у меня есть карманный календарь, где я записывал количество казненных мной людей. Эти записи я имел обыкновение перечитывать каждый вечер, будь то в роте или дома. Благодаря этому мне удалось запомнить большинство цифр. В 1939 году наиболее характерными случаями были: случай, имевший место в июле в Брадер, где в общей сложности было казнено до 200 коммунистов, из них человек 20 были казнены не сразу, а сначала была отрублена правая рука, затем левая рука, левая нога, правая и, наконец, голова… Лично я отрубил конечности семи коммунистам".

Уже во время Второй мировой войны свой кровавый след Фойербах и другие нацистские палачи из "подвижного отряда" оставили в Варшаве, Львове, Киеве, Смоленске и Одессе.

Судя по показаниям палача Фойербаха, он был одним из многих штурмовиков и охотников за партизанами. На допросах 1, 3, 4 и 5 апреля 1944 года он назвал более 40 соучастников из 69-го полка и 8 человек "подвижной команды" 22-й роты. В "подвижные отряды", существовавшие в каждой роте, по словам Фойербаха, отбирались в основном члены СА и СС. Все они проходили также специальную подготовку, заключавшуюся в обучении бегу, преодолению препятствий, быстром выскакивании на ходу из поезда, стрельбе с хода.

"Нам показывали также, как правильно вешать осужденных, - говорил он на допросе 1 апреля 1944 года. - Но это, пожалуй, было излишним. Личный состав "подвижных отрядов" еще до армии был знаком со всеми видами казни".

Например, уже в августе 1941 года он участвовал в "зачистке" Смоленска.

"Командованием 123 ПД мы были привлечены к зачистке Смоленска от "чердачных стрелков", в результате было задержано человек 125-130, 6 из них были пригвождены за руки и за ноги к крестам, остальные повешены и обезглавлены. Я лично обезглавил и повесил человек 30. Кто они были - я не знаю. В пригвождении шестерых упомянутых выше, я участия не принимал", - показал Фойербах.

Следующий эпизод действия картелей - ноябрь 1941 года во Львове.

"В период нашего недельного пребывания во Львове, партизанами была обстреляна жел. дор. комендатура, где мы находились. Захваченных нами партизан мы, как обычно, повесили. Их было человек 20, я повесил человек 8-10", - рассказал на допросе палач.

Кроме того, он указал места массовых захоронений на станции "Одесса товарная" в августе 1943 года и в артиллерийских казармах в Одессе в январе 1944-го.

"Нашей команде удалось задержать человек 15. Все они были обезглавлены или повешены, в туже ночь на железнодорожных путях между вагонов я лично обезглавил и повесил 7 человек", - сообщил Фойербах про атаку партизан в августе 1943 года.

В конце января 1944 года Фойербах снова попал в Одессу, где они с сослуживцами из 516 маршевого полубатальона устроили "охоту" на прохожих. Каждый третий из пойманных одесситов по приказу офицеров подлежал казни. Таким образом, они отобрали человек 170-190. Которых потом казнили в подвалах артиллерийской казармы.

В период, когда в промежутках между сопровождением эшелонов на Восточный фронт "отряд" находился в Вене, каратели активно участвовали в зверских расправах над австрийскими антифашистами.

На допросе 3 апреля 1944 года Фойербах показал:

"В июне 1942 года на масленицу, точно даты не помню, солдатами нашей роты в Вене было задержано ряд антифашистски настроенных лиц, которых согнали в здание арсенала близ Восточного вокзала. Всего предстояло казнить человек 100-150. Начальник Венского гарнизона, по званию генерал, фамилию его не знаю, распределял - кто, каким способом должен быть казнен… Было, примерно, 4 вида казни: повешение, обезглавливание, отсекание конечностей и пригвождение. Насколько я помню, в этот раз я повесил и обезглавил человек 19, отрубил конечности троим и пригвоздил к крестам двоих…".

И это лишь малая часть его кровавых злодеяний, о каждом из которых он рассказывал буднично и совершенно без раскаяния.

"…Как палач является экземпляром, выходящим за рамки всего известного нам до сих пор в этой области", - именно такую характеристику дали Фойербаху, видевшие не мало на своем веку злодеяний нацистов сотрудники "Смерш", по итогам его допроса.