Адабашьян поставил мелодраму в куклах по мотивам "Бедных людей" Достоевского

Мелодраму в куклах по мотивам "Бедных людей" Федора Достоевского поставил на сцене Театра имени Образцова драматург, художник и режиссер Александр Адабашьян.

Адабашьян поставил мелодраму в куклах по мотивам "Бедных людей" Достоевского
© Российская Газета

Как известно, Макар Девушкин и Варенька Доброселова в дебютном романе Достоевского написали друг другу пятьдесят пять писем. "Бедные люди" - роман в письмах. Как это поставить на сцене театра кукол? Москва, мягко говоря, заинтригована.

Незадолго до премьеры Адабашьян приоткрыл несколько секретов необычного проекта.

"Спектакль, скорее, по мотивам "Бедных людей", потому что инсценировка так же, как и экранизация, - это перевод на другой язык, - предупреждает мастер. - Не буквальный подстрочник. Так же как, допустим, перевод поэзии возможен лишь в том случае, когда переводящий сам не чужд этому жанру".

Режиссер Александр Адабашьян рассказывает историю, в которой Макар Девушкин сам сотворил себе кумира - Вареньку. Создал из подручных средств, что нашел у себя на столе... А дальше все действие развивается, в целом, по фабуле. Но детали, акценты - уже из другой реальности.

"Вареньку он изготавливает на наших глазах, этот самый Макар, ну, и появились новые персонажи, появилась Геранька, это самый Цветочек, предметы на столе: чернильница, пресс-папье, печать, - они все участвуют в истории, живут. Есть, что делать и что играть", - рассказывает режиссер.

Важная художественная находка - в спектакле будет больше сказки, больше света, чем у Достоевского.

"Представьте, он - мелкий чиновник, его и не замечает никто. Его жизнь - промакать бумаги в департаменте и смотреть на Петербург через полуподвальное окошко. И вот появляется Она, появляется смысл жизни. А потом она слышит, что наверху есть какая-то другая жизнь, красивая. Еще потом появляется Геранька, которая какое-то время пожила "наверху" и рассказывает, как там было прекрасно все и замечательно. Сколь чуден этот мир верхний... В конце концов, Варенька бросает несчастного так же, как и в романе у Федора Михайловича. Причем у Федора Михайловича она довольно цинично его бросает, в спектакле мы делаем историю мягче".

В спектакле задействованы куклы плоские и планшетные, есть место и живому плану. Декорации - предметы-символы, которые помогают зрителю вообразить Петербург позапрошлого столетия и быт мелкого чиновника - стол, зеленое сукно, перо, перьевая ручка, вид в полуподвальное окошко.

В спектакле прозвучат фрагменты произведений М. Глинки, романс на стихи Некрасова "Что ты жадно глядишь на дорогу".

Ближайшие показы - 28 января и 13 февраля.