Можно ли любить мужчину за красоту? Почему женщина желает разлуки со своим избранником? Как сохранить чувство, пережив предательство? Попытку ответить на эти вопросы зрители Курского драматического театра увидели в минувшие выходные: 11 и 12 января состоялись премьерные показы спектакля по классической пьесе Александра Островского «Красавец-мужчина». Зрители очень тепло приняли новую работу режиссёра Вячеслава Сорокина, постановщика более 60 спектаклей в разных городах России. На курской сцене «Красавец-мужчина» – его седьмой спектакль. Премьера должна была состояться ещё 14 сентября 2024 года – именно «Красавец-мужчина» должен был открыть 233-й театральный сезон. Но после вторжения ВСУ в августе прошлого года открытие сезона было перенесено, а большая сцена облдрамтеатра длительное время была для зрителей закрыта. Комедия написана в конце 1882 года. При жизни автора она не имела большого успеха. Артист Александринского театра, литератор и переводчик Фёдор Бурдин связывает острую реакцию критики на комедию с тем, что она «крепко защемила один из современных жизненных вопросов». 70–80-е годы XIX века – время, когда разрушались старые патриархальные ценности. Тогда появились ловкие и предприимчивые дельцы, которые гнались за выгодой. Драматург запечатлел этот процесс, сформировав типаж «красавца-мужчины». Роль главного героя – Аполлона Евгеньича Окоёмова – исполнил Михаил Тюленев. Его супругу Зою Васильевну Окоёмову играет Елена Цымбал. Никандр Семёныч Лупачёв – заслуженный артист РФ Юрий Архангельский (в другом составе – Сергей Репин). Его сестру Сосипатру Семёновну играет заслуженная артистка РФ Галина Халецкая. В спектакле живой вокал – старинные романсы исполняет актриса Мария Нестерова. Эти романсы – небольшие эпиграфы к смысловым отрывкам спектакля. Елену Цымбал, сыгравшую во всех семи спектаклях, которые поставил на курской сцене Вячеслав Сорокин, режиссёр считает своим талисманом. – Всегда считала, что не могу себе позволить быть слабой, ранимой, ведь у меня сильный характер, – говорит актриса. – Но, приступив к работе над ролью, поняла, что я – это она, моя героиня. Поэтому мне было сложно показать сторону, которая у меня скрыта, обнажить то, что я считала слабостью. Мы обе умеем прощать, хотя это всегда непросто. Создать образы героев актёрам помогли костюмы. На платья ушли десятки метров ткани и пара сотен метров кружев. – Это – мода того времени. У Островского оно чётко определено – 1882 год, – говорит художник по костюмам Маргарита Рузанова. – Определена прослойка – помещики, купечество. Это классическая европейская мода. У мужчин – более консервативная: сюртуки, жилеты. У женщин большое значение имеет цвет платья. Наряд Зои вначале небесно-голубой и серый – в конце. Она была полна любви, счастья, планов на безмятежную жизнь. В финале она другая, пережившая боль, разочарование. Сосипатра Семёновна – немного экзальтированная и экспансивная женщина, ей достался яркий лиловый. Тётка Зои, Апполинария Антоновна – более спокойная, настроенная на ценности, которые приняты в её среде, и у неё костюм бежево-терракотовый. У молодой богатой Сусанны – декольте, яркая отделка при спокойном цвете платья. С курскими артистами Вячеслав Сорокин работает уже давно. Но с Юрием Архангельским и Людмилой Мордовской – впервые. – Работалось очень комфортно, – говорит режиссёр. – Очень подробные артисты. Как они копают материал, уходят в глубину образа! Это очень здорово! Все артисты работали замечательно. Каждый раз они раскрывают новые грани своего актёрского таланта. В финале главные герои – Зоя и Аполлон Окоёмовы расстаются. Но в прочтении режиссёра остаётся надежда на то, что они могут быть вместе. – Нам хотелось сделать оптимистический финал, – говорит Вячеслав Сорокин. – Пусть с многоточием. Театр должен давать надежду! Елена ГАМОВА Фото Александра МАЛАХОВА