«Красавец-мужчина» вышел на курскую сцену

Можно ли любить мужчину за красоту? Почему женщина желает разлуки со своим избранником? Как сохранить чувство, пережив предательство? Попытку ответить на эти вопросы зрители Курского драматического театра увидели в минувшие выходные: 11 и 12 января состоялись премьерные показы спектакля по классической пьесе Александра Островского «Красавец-мужчина». Зрители очень тепло приняли новую работу режиссёра Вячеслава Сорокина, постановщика более 60 спектаклей в разных городах России. На курской сцене «Красавец-мужчина» – его седьмой спектакль. Премьера должна была состояться ещё 14 сентября 2024 года – именно «Красавец-мужчина» должен был открыть 233-й театральный сезон. Но после вторжения ВСУ в августе прошлого года открытие сезона было перенесено, а большая сцена облдрамтеатра длительное время была для зрителей закрыта. Комедия написана в конце 1882 года. При жизни автора она не имела большого успеха. Артист Александринского театра, литератор и переводчик Фёдор Бурдин связывает острую реакцию критики на комедию с тем, что она «крепко защемила один из современных жизненных вопросов». 70–80-е годы XIX века – время, когда разрушались старые патриархальные ценности. Тогда появились ловкие и предприимчивые дельцы, которые гнались за выгодой. Драматург запечатлел этот процесс, сформировав типаж «красавца-мужчины». Роль главного героя – Аполлона Евгеньича Окоёмова – исполнил Михаил Тюленев. Его супругу Зою Васильевну Окоёмову играет Елена Цымбал. Никандр Семёныч Лупачёв – заслуженный артист РФ Юрий Архангельский (в другом составе – Сергей Репин). Его сестру Сосипатру Семёновну играет заслуженная артистка РФ Галина Халецкая. В спектакле живой вокал – старинные романсы исполняет актриса Мария Нестерова. Эти романсы – небольшие эпиграфы к смысловым отрывкам спектакля. Елену Цымбал, сыгравшую во всех семи спектаклях, которые поставил на курской сцене Вячеслав Сорокин, режиссёр считает своим талисманом. – Всегда считала, что не могу себе позволить быть слабой, ранимой, ведь у меня сильный характер, – говорит актриса. – Но, приступив к работе над ролью, поняла, что я – это она, моя героиня. Поэтому мне было сложно показать сторону, которая у меня скрыта, обнажить то, что я считала слабостью. Мы обе умеем прощать, хотя это всегда непросто. Создать образы героев актёрам помогли костюмы. На платья ушли десятки метров ткани и пара сотен метров кружев. – Это – мода того времени. У Островского оно чётко определено – 1882 год, – говорит художник по костюмам Маргарита Рузанова. – Определена прослойка – помещики, купечество. Это классическая европейская мода. У мужчин – более консервативная: сюртуки, жилеты. У женщин большое значение имеет цвет платья. Наряд Зои вначале небесно-голубой и серый – в конце. Она была полна любви, счастья, планов на безмятежную жизнь. В финале она другая, пережившая боль, разочарование. Сосипатра Семёновна – немного экзальтированная и экспансивная женщина, ей достался яркий лиловый. Тётка Зои, Апполинария Антоновна – более спокойная, настроенная на ценности, которые приняты в её среде, и у неё костюм бежево-терракотовый. У молодой богатой Сусанны – декольте, яркая отделка при спокойном цвете платья. С курскими артистами Вячеслав Сорокин работает уже давно. Но с Юрием Архангельским и Людмилой Мордовской – впервые. – Работалось очень комфортно, – говорит режиссёр. – Очень подробные артисты. Как они копают материал, уходят в глубину образа! Это очень здорово! Все артисты работали замечательно. Каждый раз они раскрывают новые грани своего актёрского таланта. В финале главные герои – Зоя и Аполлон Окоёмовы расстаются. Но в прочтении режиссёра остаётся надежда на то, что они могут быть вместе. – Нам хотелось сделать оптимистический финал, – говорит Вячеслав Сорокин. – Пусть с многоточием. Театр должен давать надежду! Елена ГАМОВА Фото Александра МАЛАХОВА

«Красавец-мужчина» вышел на курскую сцену
© Курская правда