Минпромторг увеличит поддержку народных художественных промыслов

Объем производства в отрасли народно-художественных промыслов (НХП) растет. По данным Минпромторга РФ, в первом полугодии 2024 года он прибавил около 4,5 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2023 года показатель увеличился на 3,6%

Минпромторг увеличит поддержку народных художественных промыслов
© Российская Газета

А за весь 2023 год отрасль народных художественных промыслов показала рост объемов производства на 25%, что приблизило ее к обороту в 10 млрд руб. Об этом заместитель министра промышленности и торговли РФ Иван Куликов рассказал на открытии салона "Хохлома х Алена Ахмадуллина" в ГУМе. По его словам, министерство реализует ряд мероприятий по поддержке производителей народных художественных промыслов и мастеров. "На эти цели у нас в 2024 году было выделено порядка 460 млн рублей. По просьбе производителей сумма в 2025 году при поддержке правительства РФ увеличена на 100 млн рублей, суммарно более полумиллиарда соответственно. Это говорит о том, что сегодня отрасль живет", - сказал он.

Кроме того, министерство компенсирует промыслам затраты на сырье, помогает с оплатой за электроэнергию и газ, поддерживает в вопросах, связанных с приобретением оборудования, необходимого для производства.

Предметы хохломского промысла выпускаются в городе Семенов Нижегородской области на фабрике "Хохломская роспись". В декабре 2023 года она была передана в ведение правительства региона. Для развития и продвижения промысла был создан торговый дом "Хохлома". Его креативным директором стала Алена Ахмадуллина - один из ведущих российских дизайнеров. Также был создан одноименный бренд, первым крупным проектом которого стала коллекция "Хохлома х Алена Ахмадуллина".

Под совместной маркой выпускается коллекция одежды, ювелирных изделий, мебели, предметов быта. В основу дизайна коллекции легли базовые элементы хохломской росписи, которые дизайнер переосмыслила для современного применения. Дизайнер уверена, что синтез традиций с современным дизайном откроет новую страницу в истории хохломы, ведь она олицетворяет стремление сохранить исконную Россию. Возникновение и развитие тренда на русскость отмечает и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. "Это очень хорошая тенденция, поскольку в русской культуре неисчерпаемый источник вдохновения, красоты и смыслов", - пояснил он.

"Успех бренда и фабрики - это развитие города Семенова и Семеновского округа. Это рабочие места и творческий потенциал, это наши замечательные талантливые мастерицы, которые должны получать достойную зарплату и иметь соответствующее профессии уважение", - сказал Никитин на открытии салона в ГУМе.

Народные художественные промыслы известны в России и за рубежом своими традиционными изделиями. Однако сейчас производители экспериментируют и создают современные продукты, актуальные для покупателей. Народные мотивы можно увидеть в множестве товаров: от кофейных стаканчиков и визитниц до коллекций одежды и мебели.

Гжель, как и многие народные промыслы, традиционно производит "домашнюю" продукцию: чайные наборы, сервизы и другую посуду. По словам PR-директора "Гжельского фарфорового завода" Анастасии Праведновой, из-за этого промысел оказывается "запертым" внутри своей постоянной аудитории, которая уже знает и любит его таким, какой он есть. Однако сейчас промысел проходит процесс трансформации и создает интересный и часто неожиданный продукт для более широкой аудитории.

Одним из таких продуктов стали фарфоровые кофейные стаканы, которые вывели гжель из пространства дома. Со стороны может показаться, что для гжели такое изделие - это слишком смело. "Но если вдуматься в само понятие "промысла", то становится очевидным, что любой промысел выжил и дошел до нас сквозь столетия только потому, что создавал актуальный для своего покупателя продукт. Не зажимал себя в самостоятельно установленных рамках "как двести лет назад", а шел вперед, создавал новое, завоевывал внимание и любовь покупателя", - отмечает Праведнова.

С 2018 года завод продал только частным лицам более 10 тысяч стаканов. Кроме того, это изделие является одним из лидеров в корпоративных продажах: компании заказывают их для внутреннего пользования и в подарок партнерам со своим собственным дизайном и логотипами.

Как отмечает Праведнова, при запуске экспериментального продукта или внедрении необычной росписи завод часто сталкивается с негативом со стороны самой консервативной части аудитории. Однако при запуске стаканов такого не произошло. Более того, изделие привлекло внимание более молодой аудитории, которая часто знакома с гжелью лишь понаслышке. Для них стаканы стали первым знакомством с гжелью. После молодые люди часто возвращаются в магазин и на сайт за другими интересными товарами, о которых они могли и не узнать, не привлеки стакан для кофе их внимание. Также завод расширил свою аудиторию и за счет новых покупателей более старшего возраста. Оценив качество современной гжели, они начинают интересоваться более традиционными изделиями.

Палехские мастерские Александра Гусаковского традиционно производят изделия из папье-маше с лаковой живописью - лаковые миниатюры. Большинству мастерские известны своими шкатулками. Однако, по словам пресс-службы мастерских, к производству поступил запрос на корпоративные подарки, которые могут вписаться в современный интерьер, например, кабинет руководителя. Параллельно появился тренд на создание изделий из дуба: шкатулок, картхолдеров и прочих вещей.

Такие наблюдения и запрос потребителя привели к творческой коллаборации: мастерские начали производить письменные наборы, визитницы, пеналы с деревянной основой и "кубы" для украшений. "Деревянную часть создают наши коллеги, работающие с деревом, а мы делаем вставки из папье-маше", - поясняют в пресс-службе. Это добавляет изделиям практичности: при использовании вещи не царапаются, потому что изготовлены не из лака, а имеют деревянную основу. Это позволяет активно применять новинки, в то время как классические шкатулки обычно стоят за стеклом и в них кладут только украшения.

Спрос на продукцию мастерской превышает возможности производства. Изделия с деревом - это часть постоянной коллекции, но эта серия оказалась не очень популярной. У мастерских было несколько больших заказов (для миниатюры 20-30 штук - это большой заказ), так как изготовление занимает много времени. Периодически изделия с деревом заказывают и покупают, но они менее популярны, чем классический палех, потому что есть представление о миниатюре - это шкатулки из папье-маше, полностью лаковые. "Мы ожидали большего интереса к этим вещам. Только на кубах получилось то, что всем "зашло", как сейчас говорят", - отмечает производитель.