Моменты Мори: художник из Гвардейска пишет картины на фасадах домов
По правую сторону от городской площади стоит в Гвардейске старинная ратуша. Сейчас в здании, которому уже сто с гаком лет, расположились детско-юношеский центр и местный музей истории и культуры. А чуть дальше, около сквера на улице Юбилейной, — центр культуры и досуга. И всё это — не просто места, где можно с пользой провести свободное время. Каждое из них хранит работы местного художника, Валерия Мори.
Творчество техническое и не очень
Валерий вспоминает, что о красках и кистях мечтал с детства. Обстановка в семье была располагающей: мама будущего художника сама иногда рисовала карикатуры. Отец, по образованию инженер-механик, проработал всю жизнь преподавателем в кораблестроительном институте. Но и он был не чужд прекрасного.
«Папа был творческим человеком, — убеждён художник. — Просто это творчество более техническое. Он был изобретателем, хорошим инженером».
Но самому Валерию погружаться в «техническое творчество» совсем не хотелось. Тщетно родители намекали, что неплохо бы выучиться на прикладную специальность. Его мысли захватили музыка и живопись.
Вместе с братом молодой человек создал музыкальную группу, где стал бас-гитаристом. Репетировать коллективу было негде, и парни договорились с руководством Дворца культуры: им дали помещение, а Валерий согласился вступить в местный оркестр. Но и художественное образование басист всё-таки получил.
В 90-х Валерий Моря выучился на художника оформителя и около трёх лет работал по специальности в родном городе, Николаеве. Помогал делать стенды в музеях, разрабатывал концепцию интерьеров. В это же время появились и первые «серьёзные» картины. Вместе с товарищами сняли мастерскую, где втроём занимались живописью.
Тогда же друзья стали путешествовать по стране. Были на Алтае, на Кавказе, в Приморском крае. Целый год Валерий прожил на Камчатке. А после судьба забросила в Калининградскую область, где мужчина в итоге и остался насовсем.
Один портрет — за 12 лет
Янтарный край Валерий полюбил сразу, хоть встретил тот его отнюдь не хорошей погодой: «Апрель-месяц 1995 года, слякоть, туман, сыро, грязный снег на обочинах. Но местность понравилась сразу. Я проехался по городу, увидел кафедральный собор, другие старинные здания...
Город понравился своей необычностью».
Вскоре художник познакомился с местными любителями искусства, написал немало картин на заказ. Чаще всего это были копии известных полотен, изображения, срисованные с открыток. Просили и портреты — их у Валерия около 40. Но по-настоящему качественный портрет можно сделать только с натуры.
А с живой моделью порой нелегко, ведь долгое время ей нельзя менять ни позу, ни эмоции. Взрослые это понимают, дети — не очень. На одну из таких картин у Валерия ушло 12 лет! Девочка, которую он писал, никак не могла усидеть на месте.
«Она то плачет, то балуется, то папа ей пригрозит — она сидит хмурая, это тоже мне не подходит», — качает головой художник.
За пару недель Моря понял — ничего из этой затеи не выйдет. Пришлось сделал несколько фотографий натурщицы и на время оставить работу. В течение многих лет он дописывал полотно по сделанным кадрам. Так что, когда отдал заказчику работу, малышка уже выросла.
Бетонные полотна для красот архитектуры
Но со временем творчества на обычном холсте стало не хватать. Хотелось большего масштаба. Ещё в молодости Валерию приходилось использовать в качестве холста стены домов. Но тогда это была, скорее, только «проба пера».
Однажды его даже звали в храм на Камчатку: расписать иконостас. Но условия были тяжелые: нужно было зимовать в строящемся здании, а на работу ушло бы не меньше трёх месяцев. Так что от интересного заказа пришлось отказаться. У художника уже была семья.
Сам бы я, если был бы вольной птичкой, конечно, поехал бы», — вспоминает художник.
И вот уже на Балтике в конце 90-х Валерию и его товарищу предложили сделать роспись на стене особняка под Знаменском. Это стало первой серьёзной работой в новом качестве. Позже друзья вдвоем преобразили стены в доме в Светлогорске. Владелец — бывший моряк — попросил украсить комнату морским пейзажем. А потом на какие только темы не приходилось писать: от комиксов до футбола.
В Гвардейске первыми картинами на стенах стали фрески в детско-юношеском центре. Моря украсил видами города лестничный пролёт и часть второго этажа: за основу взял реальные улочки, живописные дома. Однако к детальной точности художник не стремился, что-то — предмет его фантазии.
А в этом году Валерий расписал фасад Центра культуры и досуга. Мурал открыли в сентябре этого года. На нём изображены три знаковых для города постройки: храм Святого Иоанна Предтечи, ратуша и здание бывшей психиатрической лечебницы (сейчас это военная комендатура).
На создание арт-объекта ушёл целый месяц. Все достопримечательности появлялись на стене одновременно: ещё в процессе создания первой Моря начинал вторую, задумывал третью. Немало пришлось потрудиться и в физическом плане: побегать по строительным лесам. Валерий не пользовался ни проекторами, ни трафаретами. С эскизом на руках переходил с одной части лесов на другую. Но для мастера подобная зарядка — обычный рабочий момент. «Если есть заказ и художнику не восемьдесят и не девяносто лет, то он побегает! Ничего страшного», — уверяет Валерий.
Идеи были, а холста не было
Сегодня у художника есть в посёлке под Знаменском просторная и светлая мастерская. Правда, пока помещение не полностью оборудовано, так что приходится довольствоваться комнатой поменьше. Выручают подручные средства: например, чтобы оценить, как картина выглядит издали, напротив ставится зеркало.
Такие трудности — мелочи по сравнению с тем, что пережил Валерий в начале своего пути. Тогда денег на материалы для творчества катастрофически не хватало. «У меня были идеи, но не было холстов», — рассказывает живописец. Зато он никогда не сталкивается со страхом чистого листа!
Валерий много пишет «для себя», хотя, по его мнению, это касается любого творчества: «Даже если делаешь не на заказ, всегда думаешь, что на картину будут смотреть люди».
Полотна у него обычно масштабные, такие редко забирают в частные коллекции. А вот в музеях они бывали, и не раз. В 90-х годах у Валерия была личная выставка в Калининграде. Оттуда две работы уехали в Израиль. Продавал он полотна и в США, и в Канаду.
В начале декабря картина «Девочка с кувшином» попала на выставку местных художников в окружном музее истории и культуры. А настенной живописью Валерия можно полюбоваться в любое время дня и ночи: стоит только приехать в Гвардейск немного прогуляться по городу.
Калининградский художник Дмитрий Чайка сделал эксперимент с новыми формами одним из основных столпов своего творчества.