В Псковском музее впервые представлены уникальные портреты XVIII-XX веков
ПСКОВ, 20 декабря. /ТАСС/. Выставка портретов "Не говори с тоской: их нет; но с благодарностию: были" открылась в главном здании Псковского музея-заповедника. В выставочном пространстве представлены более 100 произведений XVIII-XX веков, значительная часть из которых экспонируется впервые, сообщила ТАСС генеральный директор музея Светлана Мельникова.
"На нашей выставке представлено более ста полотен. О многих из них можно поведать интереснейшие истории и тайны, а некоторые до сих пор требуют дальнейшего изучения. Большинство полотен ранее ни разу не были представлены общественности. В частности, впервые представлен портрет видного российского военного и государственного деятеля Ивана Заборовского. Он прославился тем, что отказал будущему французскому императору Наполеону Бонапарту в приеме на русскую службу", - отметила Мельникова.
Одной из ключевых особенностей выставки является значительное количество семейных и детских портретов. Самая ранняя работа, представленная в выставочном пространстве, - "Портрет молодого человека с мопсом" кисти голландского художника Адриана Фердула Младшего (конец XVII - начало XVIII века). "Образ уверенного в себе человека с волевым, пытливым взглядом выдержан в духе раннего Просвещения", - добавила она.
По словам Мельниковой, со времени Петра I западное искусство стало одним из главных ориентиров для русской художественной школы, а портрет - ведущим жанром эпохи. Петр I приглашал в Россию иностранных живописцев, а также ввел моду на приобретение за рубежом работ художников-современников. Появляется термин "россика", обозначающий творчество иностранных художников в России.
"Во второй половине XVIII века портрет получает распространение в дворянской среде в провинции. В маленьких городах и усадьбах появляются многочисленные, нередко крепостные портретисты, чьи имена в основном скрыты под надписью "неизвестный художник". Среди них портреты императора Петра III, представителей столичной аристократии: графа Шувалова, светлейшего князя Потемкина, графа Заборовского, псковских дворян: барона Томаса Дица, Е. С. Брылкиной. Встречаются и редкие, единственные в своем роде изображения, например, "Портрет офицера в мундире Ораниенбаумского морского флота", - добавила Мельникова.
По ее словам, среди работ первой половины столетия можно отметить портрет одного из первых коллекционеров русской живописи А. Р. Томилова, предположительно, кисти крепостного художника В. Т. Зерцалова. Другое полотно - "Портрет артиста" кисти художника Варнека представляет тип "халатного" портрета, зародившегося в эпоху Просвещения и представляющего вниманию зрителя образ свободного, независимого человека. Исторический интерес представляет "Портрет крестьянина Осипа Ивановича Комиссарова-Костромского", спасшего императора Александра II от покушения террориста. Выставка будет работать до мая 2025 года.