Опыт ветерана спецслужб подсказывает, как строить идеологическую работу сегодня

20 декабря органы госбезопасности отмечают свой профессиональный праздник. Генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов 30 лет носил погоны, из них 25 — в контрразведке. Он поделился с «Вечерней Москвой» воспоминаниями о своей службе.

Опыт ветерана спецслужб подсказывает, как строить идеологическую работу сегодня
© Вечерняя Москва

Во всесильный КГБ его позвали со второго курса факультета журналистики МГУ. В «конторе» (сленговое название КГБ) всегда ценилось особое умение добывать информацию. Начинал младшим лейтенантом в наружном наблюдении, продолжил в Пятой службе Управления КГБ по Москве.

КГБ был не карательным, а аналитическим органом. Еще Юрий Андропов (председатель КГБ СССР с 1967 по 1982 год. — «ВМ») говорил, что «человека посадить в тюрьму легко, а сохранить для общества сложно», — объясняет Михайлов.

В 1989 году его назначили руководителем первой в СССР пресс-службы КГБ. В те неспокойные времена важно было противостоять и информационной войне. И не проходило недели, чтобы не взрывалось, чтобы не угоняли самолеты, не захватывали заложников.

— Помните нападение чеченских боевиков на дагестанские Кизляр и Первомайское? Тогда я впервые создал полевой пресс-центр. Работа со СМИ позволила снизить напряжение, — объясняет экс-руководитель ЦОС ФСБ.

В пору провозглашенной перестройки и гласности непросто выстраивалась работа с журналистами.

— В 1995 году преступник захватил автобус с корейскими туристами прямо посередине Москворецкого моста. Журналисты наблюдали от храма Христа Спасителя, и им был виден не только автобус, но и подготовка к захвату группы спецназа «Альфа» у собора Василия Блаженного. Много лишнего вышло в эфир, — говорит Михайлов.

К сожалению, такая «демократия» иногда приводила к трагичным последствиям.

— Когда погиб во время разминирования СВУ наш взрывотехник Михаил Чеканов, возле магазина автозапчастей у станции метро «Авиамоторная», один журналист подробно описал расследование этого преступления, злодея практически предупредил. И во время его задержания погиб оперативный сотрудник. Преступник постоянно ожидал преследования и первым открыл в темном подъезде своего дома стрельбу, — с сожалением признает ветеран спецслужбы.

В другой операции по освобождению заложников, как вспоминает Михайлов, преступник дошел до того, что потребовал себе телевизор в захваченный автобус. Журналистские репортажи помогали ему выбирать тактику поведения. Все-таки хорошо, что «мода» на гласность прошла. Сегодня профессиональный чекист (бывших, как известно, не бывает) продолжает бороться на идеологическом фронте, просвещая подрастающее поколение.

— Нужно воспитывать граждан своей страны. Сегодня создались самые благоприятные для этого условия, есть возможность четко позиционировать общество в сторону коллективных интересов. Вот этим мы и занимаемся, — признался сегодняшний руководитель Центрального исполкома общественной организации «Офицеры России» Александр Михайлов.

ДОСЬЕ

Образование: Московский электромеханический техникум им. Мосгорисполкома, факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова.

1969–1971 гг. — служба в армии.

1971–1974 гг. — старший техник Московского радиозавода.

1974–1998 гг. — служба в органах государственной безопасности на оперативных должностях, занимал руководящие должности в Пятом управлении КГБ СССР (политическая контрразведка), в пресс-центре, в информационно-аналитическом управлении Департамента анализа, прогноза и стратегического планирования.

С 1998 по 2008 г. занимал руководящие должности в управлениях информации МВД, аппарата правительства, ФСКН РФ.